МОСКВА, 20 мар, – РИА Новости, Дмитрий Виноградов.
"Забавные" случаи нарушений в России прав работников можно перечислять до бесконечности – тут и трудоустройство "вчерную", и обман в вопросах оплаты труда и даже матерные записи в трудовой книжке, которые оставляет на память о себе разгневанный работодатель.
Со всем этим можно бороться, обращаясь в Госинспекцию труда – на самом деле российское законодательство довольно последовательно отстаивает интересы работника. Проблема только в том, что большинство россиян вообще не знает о существовании трудовой инспекции, а выписываемые ею штрафы слишком ничтожны, чтобы остановить зарвавшегося работодателя.
"Работать пришлось больше, а зарабатывать – меньше"
Когда менее года назад 30-летний специалист по логистике Николай Каковкин переходил из "Билайна" в крупный интернет-магазин Wikimart, он вряд ли предполагал, чем закончится его трудоустройство – матерной записью в трудовой книжке и вскрытием личной "электронки".
Начиналось все вполне благопристойно. Николай, примерный семьянин и отец двоих малышей, устроился в Департамент логистики диспетчером по транспортным операциям. Для торговой компании, которая имеет дело с сотнями поставщиков и клиентов, логистика – ключевое направление. В обязанности Каковкина как раз и вошло управление транспортными потоками.
Однако быстро оказалось, что водителей в Wikimart не хватает. Николая как обладателя водительских прав стали регулярно "просить" выполнить то функцию водителя, то торгового представителя.
При этом, утверждает Николай, время, проведенное на работе, увеличилось в полтора раза. "Склад компании находится в Подольске, пока туда съездишь, наступает глубокая ночь", – с ужасом вспоминает он. "Приходил в час ночи, в шесть утра снова уезжал. Дети перестали узнавать отца, – свидетельствует его супруга Алина. – Годовалая дочка при виде папы начинала плакать".
Николаю, как он утверждает, приходилось под обещание "потом расплатиться" заправлять служебный автомобиль за свой счет. Чеки за бензин постепенно копились, а вот оплачивать их работодатель якобы не спешил… Впрочем, директор юридической службы Wikimart Марина Маршанова заверила РИА Новости, что считает претензии Каковкина необоснованными.
Отношения между Николаем и его руководством испортились, взаимные претензии все росли и росли. В конце концов ему предложили уволиться, раз его что-то не устраивает. Однако Николай отказывался – отец двоих детей с неработающей женой боялся вообще остаться без работы.
Таинственный имейл
Кульминацией конфликта стало служебное расследование по поводу того, что Николай якобы договорился с фирмой-подрядчиком, осуществляющей транспортные услуги для Wikimart, о завышении числа выполненных рейсов – чтобы Wikimart их оплатил, а Николай смог присвоить часть заплаченных его работодателями "сверху" денег.
Николай, впрочем, утверждает, что он, наоборот, отстаивал интересы фирмы – это контрагенты завысили число выполненных рейсов, а он как преданный работник добивался снижения выставленных счетов.
Интересно вот что: в качестве доказательств сговора Николая и контрагентов фигурировал имейл, взятый из личной электронной почты Каковкина. Он уверен – кто-то взломал его рабочий компьютер, пока его не было на месте. И действительно, на распечатке отчетливо видно, что это скриншот его почтового ящика.
По итогам расследования работодатели составили официальный протокол – с печатями и красной ленточкой. "Объяснение о том, каким образом стало известно содержание писем Николая Каковкина из его личного почтового ящика, отсутствует", – признается в документе. Человек, которому адресовалось злополучное письмо Каковкина, заверил РИА Новости, что он никакой имейл в Wikimart не пересылал. Гендиректор Wikimart Максим Фалдин сказал, что "понятия не имеет", откуда его коллеги взяли имейл Николая.
Что же было в личном письме? Надо заметить, что оно изобилует сокращениями – посторонний человек его понять попросту не сможет. "За каждый день прибавлены машины", – пишет Николай, и невозможно понять, то ли он осуждает это, то ли доволен. Руководители компании делают вывод, что это он и приписал рейсы, а теперь предупреждает своих "пособников". "Может не проканать, но попробую протолкнуть", – отмечает Николай спорные рейсы, а про остальные пишет: "Я их режу, чтобы вызывать доверие и надежность".
Самое интересное, что даже служебное расследование по этому поводу не пришло к однозначному выводу о злых умыслах Каковкина. В протоколе прямо замечено, что "вывод о причинении материального ущерба действиями диспетчера… не представляется возможным". В вину диспетчеру комиссия смогла поставить только то, что "организация маршрутов велась ненадлежащим образом", а счета подрядчиков проверялись "крайне поверхностно, небрежно".
Однако, по словам гендиректора Wikimart Максима Фалдина, этих записей оказалось достаточно, чтобы руководители фирмы решили Каковкина выгнать. "Мы не третейский арбитраж там где-то в Женеве. Мы коммерческая организация. У нас нет презумпции невиновности. И нам не нужно, чтобы доказательства были исчерпывающие, полные. Нам не нужно всех этих правил юриспруденции, которые при уголовных процессах существуют. Хорошо ли, плохо, по слухам, или по подозрениям, или сон мне приснился – мы сформировали собственное мнение: человек у нас украл деньги. И мы ему сказали: дружище – до свидания", – разъяснил Фалдин РИА Новости свою позицию.
На вопрос, почему в таком случае Wikimart не обратился с этими материалами в полицию, Фалдин ответил, что им не хотелось "возиться из-за копеек".
Советы от инспекции труда
Точку в затянувшемся конфликте поставили в феврале – Николай стал получать задания, которые, как он утверждает, заведомо не мог выполнить. После "завала" нескольких подобных заданий Николай получил приказ об увольнении по инициативе работодателя и трудовую книжку.
Однако главный сюрприз его еще ожидал – в книжке появился матерный "приказ" за подписью самого гендиректора Wikimart, выпускника МГУ, Еврейского университета Иерусалима и обладателя степени MBA Стэнфордской бизнес-школы Максима Фалдина.
"Я писал, – признал Фалдин в интервью РИА Новости. – Когда воруют деньги у моих инвесторов и у меня лично, я нервничаю. Я нервничал в этот момент и высказал тем самым свое отношение".
"Теперь с такой записью мне будет трудно перейти на другую работу и даже получить загранпаспорт. У меня уже отказались принимать трудовую в ОВИРе", – жалуется Николай.
В государственной инспекции труда РИА Новости заверили: трудовую книжку вполне можно восстановить и даже привлечь работодателя к ответственности. Как пояснил РИА Новости старший специалист 1 разряда Евгений Плоткин, для начала Каковкину (и всем, кто оказался в подобной ситуации) нужно в произвольной форме написать заявление в отдел кадров своего прежнего работодателя примерно с таким текстом: "в связи с приходом в негодность трудовой книжки в результате внесения посторонней записи прошу выдать мне ее дубликат". Работодатель должен выслать сотруднику новую книжку, для чего переписать в нее все записи из старой (цензурные).
Впрочем, гендиректор Wikimart Максим Фалдин уже заверил РИА Новости, что ничего исправлять не будет. "Пусть только придет, я ему еще напишу что-нибудь подобное", – передал он Каковкину через корреспондента РИА Новости.
В таком случае представитель инспекции труда советует обращаться в суд или в трудовую инспекцию. Причем жалобу можно подать прямо через сайт git77.rostrud.ru. "Матерки в трудовой – это явное нарушение статьи 66 Трудового кодекса "Правила ведения трудовой книжки", – уверен представитель государственной инспекции.
Кроме того, можно подать на отказ восстанавливать трудовую книжку иск против работодателя – в суд. "Тут усматриваются признаки нарушения статьи 5.27 КоАП РФ", – считает Евгений Плоткин. Это чревато для нарушителя штрафом от 1 до 5 тысяч рублей.
Рейтинг самых популярных нарушений ТК
По оценке руководителя юридического отдела общества содействия социальной защите граждан "Петербургская эгида" Елены Плешко, количество нарушений работодателями трудовых прав работников за последние годы только резко увеличилось.
"Как это ни странно звучит, однако часто нарушения трудового законодательства связаны с тем, что работодатели просто не знают, какие права есть у работников, – замечает Плешко. – Например, если организация маленькая, и в ее штатном расписании не предусмотрено должности юриста. В этом случае работнику, как правило, достаточно указать администрации на нарушение законодательства, и работодатель исправляет допущенную ошибку".
Впрочем, замечает Плешко, нередки случаи, когда "администрация прекрасно знает трудовое законодательство и, тем не менее, идет на его нарушение".
Государственная инспекция по труду составила своего рода рейтинг самых популярных нарушений ТК. Среди самых "топовых" – нарушения при оформлении трудового договора, когда, например, он вовсе не заключается в письменной форме или в нем не указываются условия оплаты труда. При расторжении трудового договора в тот же день должен быть проведен окончательный расчет – этот пункт тоже далеко не всегда выполняется.
По совету юриста "Петербургской эгиды" Елены Плешко, нужно требовать подписать трудовой договор в первые же дни устройства на работу, а получив этот документ – внимательно читать. "Особое внимание обратите на свою трудовую функцию и на размер заработной платы, так как бывают случаи, когда условия, озвученные на собеседовании, разительно отличаются от тех, что затем включаются в трудовой договор, – советует юрист. – Например, вместо обещанного оклада в 20 тысяч рублей в договоре указывается 10 тысяч".
Кроме того, советует юрист, работник должен насторожиться, если ему предлагают "черную" заработную плату (то есть заработную плату, с которой не удерживаются налоги), или устанавливают маленький оклад и большие премии.
"Имейте в виду, что размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет, отпускных вам посчитают, исходя из "белой" зарплаты, – предупреждает Елена Плешко. – Кроме того, при малейшем конфликте с работодателем вы рискуете получить только "белую часть" и услышать лаконичное предложение: "Не нравится? Увольняйся!" Размер "черной" заработной платы доказать чрезвычайно сложно".
Работодатель-невидимка
Собственно, вторая большая часть "популярных" нарушений в рейтинге госинспекции труда связана с оплатой труда – ее задержками и с выплатами не в полном объеме.
В этом случае юристы "Петербургской эгиды" советуют требовать у работодателя уплаты процентов за каждый день задержки заработной платы. Процент рассчитывается, исходя из ставки рефинансирования Центробанка. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право вообще приостановить работу до выплаты задержанной суммы. Однако перед "забастовкой" нужно письменно уведомить об этом работодателя.
Ну а если вам не выплачивают зарплату уже два месяца, то можно смело писать заявление о возбуждении уголовного дела в районный следственный отдел Следственного управления Следственного Комитета при прокуратуре РФ. "Если руководитель организации совершил это из корыстной или иной личной заинтересованности, возможно привлечь его к уголовной ответственности", – говорит Елена Плешко.
Чуть реже, по оценке госинспекции труда, встречаются нарушения в сфере охраны труда, в сфере предоставления отпусков гарантий и при применении дисциплинарных взысканий. Например, женщины, находящиеся в декретном отпуске по уходу за ребенком до его 15 лет, часто сталкиваются с задержками или вовсе с невыплатами работодателем этих денег.
"Частые невыплаты данных пособий связаны с несовершенством законодательства, которое предусматривает, что выплата пособий производится не напрямую Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), а работодателями, которые затем в свою очередь "компенсируют" выплаты за счет средств ФСС РФ, – считают в "Петербургской эгиде". – "Лишняя" бумажная работа и время, требующееся для возмещения выплат, толкает многих недобросовестных работодателей "забыть" о своей обязанности".
При этом, отмечает Елена Плешко, возможны ситуации, когда организация "пропадает": то есть "существует только на бумаге, вы не можете ее найти по известным вам адресам, какого-либо имущества или счета в банке нет, ваши коллеги увольняются по переводу в другие фирмы".
Например, рассказывает юрист, подобный случай был в ее практике. Четыре работницы крупной фабрики по пошиву мужской одежды находились в отпусках по уходу за ребенком. В это время 700 их коллег были уволены по переводу в другую фирму, организация "пропала", ее не могли найти ни инспекция, ни прокуратура.
Получив положительное решение суда о взыскании пособий, женщины обратились в службу судебных приставов. И только приставам удалось найти нерадивых неплательщиков.
Слабое информирование и низкие штрафы
При любых подобных нарушениях специалисты советуют обращаться в государственную инспекцию по труду. Проблема только в том, что люди вообще имеют слабое представление о существовании и функциях такой структуры.
Так, согласно совсем свежему, февральскому опросу сайта Job.ru, почти четверть (23,8%) опрошенных призналась, что впервые слышит о трудовой инспекции. Еще 19,7% слышали, но не представляют, чем эта организация занимается. 22,2% скромно заметили, что знают о деятельности трудовой инспекции "в общих чертах", а 9% затруднились ответить вообще. Впрочем, каждый десятый заявил, что имел дело с трудовой инспекцией на практике.
Другая проблема в том, что административный штраф за нарушение трудового законодательства установлен не очень большой. На должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 1 до 5 тысяч рублей, а на юридических – от 30 до 50 тысяч рублей.
Но зато уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности исполнить предписание инспекции: выплатить положенное или вовсе восстановить несправедливо уволенного сотрудника на работе.
Кроме того, работник может попытаться взыскать с работодателя компенсацию морального вреда. "Из нашей практики следует, что суды взыскивают в пользу работников от 500 до 100 тысяч рублей в качестве компенсации", – свидетельствует юрист Елена Плешко.
Именно по этому пути пошел и Николай Каковкин из компании Wikimart. Он уже подал иск в Басманный районный суд, требуя компенсации за сверхурочную работу, расходы на бензин, а также моральный ущерб. Свой ущерб он оценивает в 350 тысяч рублей.