МОСКВА, 20 мар — РИА Новости. Число верующих-мусульман в России постоянно увеличивается, растет религиозность людей, вместе с тем происходит и качественное развитие уммы (мусульманского сообщества) — в ней все больше становится представителей интеллигенции, выпускников вузов, сообщил в среду в интервью РИА Новости председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин.
"Умма сегодня прирастает образованными, успешными и состоявшимися людьми. Среди практикующих мусульман все больше и больше людей с высшим образованием, имеющих ученые степени, людей интеллектуального труда или "интеллигентных" профессий. Неправильно было бы видеть только сугубо радужные цвета в нашей действительности, но положительная динамика налицо", — сказал Гайнутдин.
По его оценке, российским мусульманам сегодня предоставлена "беспрецедентная в истории российского государства широта возможностей", и, таким образом, "можно наблюдать рост и продвижение практически по всем направлениям".
По словам Гайнутдина, в развитии мусульманского сообщества в современной России можно проследить несколько этапов. Вслед за "колоссальным пробуждением национального и религиозного самосознания" 1990-х годов пришел период активного развития инфраструктуры в виде строительства мечетей, учебных заведений, создания социальных служб.
"На текущем этапе мы переживаем период развития интеллектуального — то, что выстроено, должно наполниться актуальным смысловым содержанием", — говорит он. Следующим должен быть этап "институционального развития — всестороннего укрепления института Духовного управления мусульман", добавил собеседник агентства.
Рост религиозности
По данным, которые привел Гайнутдин, процент людей, называющих себя мусульманами, возрос за последние три года в России с 4% до 7%. "Если говорить о количественных параметрах, то, по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года, количество представителей народов, традиционно исповедующих ислам, растет по большинству регионов и практически по всем мусульманским этносам", — отметил муфтий.
Однако самое главное, по словам Гайнутдина, заключается в том, что "растет религиозность людей, их приобщенность к религиозной традиции и жизни своей общины".
"Здесь цифры наиболее впечатляющи, поскольку если смотреть на статистику приходящих на праздничные молитвы в крупных городах и региональных центрах, то прирост идет на десятки процентов в год", — отметил председатель Совета муфтиев России (СМР).
При этом, в отличие от 1990-х и 2000-х годов, наибольшие темпы роста СМР фиксирует не в столицах республик Северного Кавказа или Поволжья, а в городах Центральной России, Сибири и Дальнего Востока — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Рязани, Ярославле и других.
Исламское образование
По словам Гайнутдина, система исламского образования в России сегодня также находится на подъеме.
Тот факт, что российская мусульманская молодежь еще несколько лет назад "безоглядно" отдавала предпочтение зарубежным вузам по сравнению с российскими, он объясняет тем, что отечественные медресе и университеты в этот период были заняты, прежде всего, решением многочисленных материальных и бытовых проблем. В том числе, как найти достойное здание для учебного заведения, наладить финансирование, питание и проживание студентов.
Однако сегодня при помощи государства многие из прежних трудностей решены и можно говорить о новом этапе развития исламского образования в России, считает глава СМР.
"Наши медресе и университеты в последние годы привлекают большое количество абитуриентов из стран Средней Азии, а также Белоруссии и Украины. Мы имеем прекрасную возможность создать образовательный центр не мирового, но как минимум регионального значения — в пределах постсоветского пространства, для этого есть все необходимое", — говорит Гайнутдин.
В качестве базы для создания такого образовательного центра, который бы готовил мусульманскую элиту — руководителей религиозных управлений, богословов и ректоров учебных заведений, в Совете муфтиев рассматривают Московский исламский университет.
Полный тест беседы с председателем Совета муфтиев России читайте в рубрике Интервью