Рейтинг@Mail.ru
"Бал-маскарад" Джузеппе Верди: политический триллер на оперной сцене - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Бал-маскарад" Джузеппе Верди: политический триллер на оперной сцене

© Фото : Brigitte Lacombe/ Met OperaСцена из оперы "Бал-маскарад". Марсело Альварес - король Густав III, Дмитрий Хворостовский - граф Анкарстрём. Метрополитен-опера
Сцена из оперы Бал-маскарад. Марсело Альварес - король Густав III, Дмитрий Хворостовский - граф Анкарстрём. Метрополитен-опера
Читать ria.ru в
Дзен
В рамках проекта "РИА-Арт" в эту субботу, 23 марта, в пресс-центре РИА Новости пройдет показ оперы Джузеппе Верди "Бал-маскарад", организованный совместно с арт-объединением CoolConnections в рамках серии прямых трансляций The Met: Live in HD. "Бал-Маскарад" - премьера этого сезона, постановка Дэвида Олдена была представлена на сцене Метрополитен 8 ноября 2012 года. Партию короля Густава III исполняет аргентинский тенор Марсело Альварес, чье имя ставят в один ряд с Паваротти, Доминго и Каррерасом, в роли графа Анкарстрёма – Дмитрий Хворостовский, которого российской публике представлять не нужно

В рамках проекта "РИА-Арт" в эту субботу, 23 марта, в пресс-центре РИА Новости пройдет показ оперы Джузеппе Верди "Бал-маскарад", организованный совместно с арт-объединением CoolConnections в рамках серии прямых трансляций The Met: Live in HD.

Зарегистрироваться на мероприятие >>

Мероприятие можно посетить, зарегистрировавшись по телефону (495) 645-64-72 (многоканальный) или по e-mail: accreditation@rian.ru. Вход в Агентство при наличии паспорта. Регистрация заканчивается за час до начала мероприятия.

 

"Бал-Маскарад" - премьера этого сезона, постановка Дэвида Олдена была представлена на сцене Метрополитен 8 ноября 2012 года. Критики отмечали атмосферу нуара, отличающую спектакль, а сам режиссер говорил, что это история "Икара, упивающегося любовью к жизни и погибающего". Дэвид Олден, возможно, через пару лет приедет в Москву, СМИ писали о его планах поставить в 2014 году оперу Бриттена "Билли Бад" в Большом театре.

Партию короля Густава III исполняет аргентинский тенор Марсело Альварес, чье имя ставят в один ряд с Паваротти, Доминго и Каррерасом, в роли графа Анкарстрёма – Дмитрий Хворостовский, которого российской публике представлять не нужно. В спектакле также заняты: Амелия, жена Анкарстрёма – Сондра Радвановски, паж Оскар – Кэтлин Ким, гадалка Ульрика – Стефани Блайт. Дирижёр - Фабио Луизи.

Посмотрите фотоленту "Бал-маскарад" в стиле нуар на сцене Метрополитен-опера" >>

© The Metropolitan Opera
Марсело Альварес (король Густав III) в опере Верди "Бал-маскарад" на сцене Метрополитен-опера

"Месть в домино"

История создания этого произведения может показаться настоящим политическим триллером. Опера была написана Джузеппе Верди в 1859 году на либретто Антонио Соммы.

Убийство на балу в 1792 году шведского короля Густава III лидером аристократической партии Якобом Анкарстремом послужило сюжетом для нескольких мелодрам и опер, среди которых – "Густав III, или Бал-маскарад" Даниеля Обера на сюжет пьесы Эжена Скриба "Густав III Шведский". Эта драма и созданное по ее мотивам либретто явились сюжетной основой произведения Верди. Сценарий был составлен композитором, текст сочинен Антонио Соммой, венецианским литератором, автором ряда драматических произведений.

Позже содержание оперы пришлось изменить по требованию цензуры: короля Густава, погибшего от руки друга, в жену которого он был влюблен, на какое-то время сменил мифический губернатор Бостона. В современных постановках чаще используют первоначальный вариант – со шведскими именами.

Ни одна из опер Верди не испытывала таких сложностей с цензурой, как "Бал маскарад". В 1858 году, когда Верди приехал в Неаполь с готовой оперой, названной им изначально "Месть в домино", чтобы передать ее для постановки в неаполитанский театр Сан Карло, цензура категорически запретила изображение на сцене цареубийства.

© The Metropolitan Opera
Марсело Альварес (король Густав III) и Кэтлин Ким (паж Оскар) в опере Верди "Бал-маскарад" на сцене Метрополитен-опера

Запрет был обусловлен политическими событиями: незадолго до возможной премьеры итальянец Феличе Орсини покушался убить Наполеона III. Власти Неаполя были напуганы, они сочли, что опера об убийстве короля может вдохновить неаполитанцев на восстание. Композитору было предложено перенести действие в средние века, во Флоренцию, а короля превратить в простого дворянина, устранив заодно убийство на балу. Верди отказался, хотя ему угрожал иск со стороны импресарио театра. В ответ композитор сам подал в суд. Только год спустя цензурный запрет был снят, однако автору все же пришлось пойти на уступки. Он изобразил убийство английского губернатора в Северной Америке. Монархии там не существовало и, следовательно, не могли возникнуть нежелательные ассоциации. Король Густав III был заменен губернатором Бостона Ричардом Варвиком, а его убийца, офицер Анкарстрём, – секретарем губернатора. Соответственно изменились имена остальных персонажей и некоторые мотивировки, что несколько приглушило политическое звучание произведения – на первый план выступила личная драма героев. Верди пошел на эту переделку, чтобы спасти оперу. Сомма не счел возможным подписаться под либретто, искаженным подобным образом. Вместо фамилии либреттиста оперы "Бал маскарад" (так она стала теперь называться) ставились буквы NN. Позднее окончательную доработку либретто под руководством композитора осуществил оперный режиссер и либреттист Франческо Пиаве.

По яркости, мелодическому богатству, драматизму, психологической правде опера принадлежит к вершинам творчества Верди. Богатство и выразительность вокальных партий, блеск оркестра, мастерство построения ансамблей – все это также выдвигает "Бал-маскарад" на одно из первых мест в наследии композитора.

© Brigitte Lacombe/ Met Opera
Сцена из оперы "Бал-маскарад". Марсело Альварес - король Густав III, Дмитрий Хворостовский - граф Анкарстрём. Метрополитен-опера

История постановок

Премьера первой редакции оперы с огромным успехом прошла в Риме в театре "Аполло" 17 февраля 1859 года. Главные партии исполняли Гаэтано Фраскини (Ричард), Леоне Джиральдони (Ренато), Евгения Жюльен Дежан (Амелия). Дирижер – Эмилио Анджелини.

Вскоре опера под названием "Амелия" была поставлена в других театрах Италии. Несмотря на триумф премьеры, произведение не сразу "перешагнуло" границы страны, если не считать португальскую постановку 1860 года в Лиссабоне.

В 1861 году Верди сделал для Парижа пятиактную редакцию, опера была представлена в Императорской академии музыки. Впоследствии в театральной практике получила распространение и четырехактная версия. Шедевр Верди поставили в Испании, Англии, Германии, других западноевропейских столицах и в США.

В России первое исполнение "Бала-маскарада" итальянской труппой прошло 17 ноября 1861 года в Петербурге. На русскую сцену оперу долго не пропускала цензура, премьера состоялась в московском Большом театре 8 декабря 1880 года. Впервые оперу исполняли на русском языке Антон Барцал (Ричард), Павел Хохлов (Ренато), Августа Верни (Амелия) и другие. Дирижер – Энрико Бевиньяни. Выдержав еще постановку и возобновление в начале 1890-х годов. "Бал-маскарад" исчез с афиши Большого театра в 1902 году и вернулся лишь в 1979 году в постановке Альгиса Жюрайтиса и Семена Штейна в роскошных декорациях главного художника "Ла Скала", представителя знаменитой русской "живописной" династии Николая Бенуа. Главные партии исполнили Зураб Соткилава, Юрий Мазурок, Тамара Милашкина.

В 1941 году "Бал-маскарад" ставился в Оперном театре имени Станиславского (ныне – Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко) в Москве.

Среди современных постановок оперы, осуществленных отечественными мастерами, – работа Андрея Кончаловского и Валерия Гергиева в пармском "Театро Реджио" (в рамках вердиевского фестиваля) и Мариинском театре (2001).

В 2010 году опера "Бал маскарад" в постановке Андрейса Жагарса закрыла 177 й сезон Михайловского театра в Санкт-Петербурге. В создании спектакля приняла участие постановочная группа из Риги: помимо режиссера Андрейса Жагарса, возглавляющего Латвийскую Национальную оперу, это художник Андрис Фрейберг – легенда европейской сценографии и его постоянные партнеры – художник по костюмам Кристина Пастернак и художник по свету Кевин Уайн Джонс. На премьере выступили Дмитрий Головнин (Густаво), Роман Бурденко (Ренато), Мария Литке (Амелия). Дирижер – Петер Феранец.

Из бесчисленных мировых постановок оперы в ХХ веке критиками были отмечены спектакли Берлинской городской оперы 1932 года (дирижер – Фриц Буш) и Венской оперы 1934 года (дирижер – Бруно Вальтер).

В 1955 году в Нью Йорке партию Ульрики исполнила выдающаяся певица Мариан Андерсон – первая афроамериканская артистка, допущенная на сцену Метрополитен-опера. В блестящем составе того исторического представления значились Ричард Такер (Ричард), Леонард Уоррен (Ренато), Зинка Миланова (Амелия). Дирижер – Димитрис Митропулос.

В 1950-х годах партию Амелии исполняла Мария Каллас. В 1970 году в "Бале-маскараде" впервые выступил Пласидо Доминго – в ансамбле с прославленной испанской певицей Монтсеррат Кабалье. В 1974 году в мировых постановках оперы Верди принял участие Хосе Каррерас, его выступления стали настоящим триумфом.

Начало показа в 15.00. Мероприятие может посетить любой желающий, зарегистрировавшись по телефону (495) 645-64-72 (многоканальный) или отправив ФИО по e-mail: accreditation@rian.ru.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала