МОСКВА, 17 мар — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Спектакль "Гранд Парад" американского театра Double Edge покажут в Москве на фестивале "Золотая Маска" в воскресенье, сообщили в пресс-службе фестиваля.
Постановку сыграют на сцене Центра им. Мейерхольда в рамках фестивальной программы "Маска Плюс". "Гранд Парад" — своеобразная попытка создать альтернативную мифологию двадцатого века, понять недавнюю историю не через привычную хронологию, а сквозь призму взгляда художника.
"Гранд Парад" на "Золотой Маске": альтернативный двадцатый век >>
Команда театра Double Edge во главе с режиссером Стейси Клейн и российский композитор Александр Бакши почти два года работали над спектаклем, отправной точкой для которого стали творчество и жизнь Марка Шагала, бывшего свидетелем всех ключевых событий двадцатого века.
"Это парад двадцатого века: берутся какие-то ключевые события, причем, как бы, увиденные глазами Шагала. Актеры вместе с режиссером импровизационным методом искали ключевые события, пытались понять, что было важного в 10-е, в 20-е, в 30-е годы. Война, русская революция. Они определяли события, которые кажутся им главными, может быть, даже не с точки зрения истории, а с точки зрения человеческой памяти. Что осталось от 60-х, от 70-х. Мне, как композитору, это страшно интересно — в такой конструкции получается, что я занимаюсь драматургией, пытаюсь связать события внутренне, не словесно, не сюжетно, а музыкальными средствами", — рассказал Бакши.
"Золотая Маска" — 2013: гид по фестивалю >>
По его словам, в этом спектакле важен опыт и угол зрения каждого из участников. В спектакле Double Edge всего два американца, есть люди из Аргентины, из Болгарии, из Англии, из Ирландии. Спектакль выстроен на стыке жанров — актерское мастерство здесь важно также, как пластика и хореография, как танец, вокал и цирк. "Гранд парад" — пример синтетического театра, в котором актер существует в нескольких ипостасях. По словам Александра Бакши, Double Edge — уникальный организм, отличающийся особым отношением к театральному делу.
"Это настоящий театр-дом. У нас, помню, одно время в среде артистов было можно говорить что-то вроде "я готова мыть полы в своем театре". А они не готовы, они просто моют, без всякой истерики. Там живут шесть артистов, все делают своими руками и у них страстное желание учиться. Они не знают, что чего-то в театре делать нельзя. Например, там есть девочка-циркачка. Когда мы приехали и стали проверять, какие голоса у артистов и что они умеют, она пропела что-то таким слабеньким, "домашним" голоском. А потом, за три недели выяснилось, что у нее колоратура. Я сказал ей — давай ты будешь петь одновременно с танцем, трюками. Без проблем. Они просто не знают, что так нельзя. У нас такого никто не сделает. У нас артист знает, чего он может, а чего нет", — рассказал Бакши.
Бостонский театр Double Edge выкупил молочную ферму в штате Массачусетс и переехал в 1997 году в маленький городок Эшфилд. Компания существует как лаборатория, как уникальный театр, в котором работа не отделена от жизни и от постоянного обучения. Спектакли маленького провинциального театра — это всегда события отнюдь не районного масштаба.
"Премьера "Гранд Парада" была в Вашингтоне. Я, сравнивая с российской практикой, думал — ну, провинциальный театр, придет какая-то своя публика, но собрались все — журналисты "Вашингтон пост", лучшая критика. Я думаю, что если бы это было в России, если б я, например, работал в театре Егорьевска, это бы никого не взволновало. Актеры Double Edge не чувствуют себя провинциалами. Они обслуживают местное население, но при этом чувствуют себя жителями Америки. Их знают, потому что они существуют двадцать лет, без государственной поддержки, для Америки это уникально. У них выработалась серьезная аудитория, они воспитали местных жителей. Для меня это колоссальный урок: если есть настоящая любовь к искусству, то все можно преодолеть. Я никогда не видел никого из них в плохом настроении, они счастливы. В наших театрах я счастья не вижу, у нас нет счастливых артистов", — рассказал Бакши.