В этом выпуске программы "Я читатель" ведущий программы Леонид Клейн рассказывает о литературных мистификациях.
Новая книга Валерия Панюшкина "Все мои уже там", выпущенная издательством "Эксмо", вполне соответствует этому жанру. Уже в предисловии – письме издателю – автор книги сообщает, что "к обстоятельствам написания повести у меня больше вопросов, чем ответов. Я даже не понимаю, вымысел она или рассказ о реальных событиях".
По сюжету книги модная художественно-политическая группировка решает странным образом наказать стража порядка, который перед телекамерами насмерть избил одного из участников уличного перфоманса. Жестокого и примитивного прапорщика похищают, чтобы превратить в культурного человека с помощью наставника – редактора модного мужского журнала. Панюшкин использует литературные аллюзии – от "Собачьего сердца" до "Волхва" Джона Фаулза. Но чаще всего возникают ассоциации с Пушкиным – это и "Повести Белкина", и "Капитанская дочка". Читатель с самого начала оказывается погружен в контекст классической литературной игры.
"Игра в мистификацию дана в книге не для развлечения. Просто современная жизнь зачастую настолько виртуальна, призрачна, инфантильна, что напоминает одну большую мистификацию", – считает Леонид Клейн.
Тема ухода от обыденности – главная и во второй книге, о которой рассказывает ведущий. Новый сборник Александра Кабакова "Повести Сандры Ливайн и другие рассказы", напечатанная издательством "АСТ", состоит из двух частей: рассказов русского повествователя и повестей вымышленной американской писательницы Сандры Ливайн. Действие происходит на двух континентах – в России и в США.
Перед нами два образа мира: неустойчивый, непредсказуемый, фантастический — русский, и стабильный, размеренный, скучный – американский. Герои русской части сборника бросают привычную жизнь – один из них, успешный бизнесмен, становится сторожем в храме, другого выбивает из привычной колеи небольшое происшествие по дороге в аэропорт. Американские же персонажи, чтобы уйти от обыденной скучной жизни, придумывают себе приключения в жанре детектива без преступления. "Литературная мистификация увлекает читателя, и он не замечает, как вдруг оказывается лицом к лицу с действительностью, от которой хочется бежать" – резюмирует Леонид Клейн.
О литературных событиях, премьерах и новых именах вы узнаете в следующих выпусках программы "Я читатель", которую будут по очереди вести Александр Архангельский, Леонид Клейн и Майя Кучерская.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции