Проект Weekend РИА Новости представляет арт-гид: лучшие новые экспозиции и проекты. На биеннале "Мода и стиль в фотографии" показывают работы Джима Ли - фэшн-фотографа, который смог уловить дух свободы 60-х, и Тома Вуда - "реалиста", как он сам себя именует, сорок лет методично запечатлевавшего повседневную жизнь Великобритании. В Stella Art Foundation в это время можно увидеть инсталляцию Игоря Макаревича и Елены Елагиной "Неизвестные разумные силы", а в ГМИИ им. Пушкина творения немецких и австрийских живописцев XVII – XVIII веков.
1. Биеннале "Мода и стиль в фотографии" продолжается, и на этой неделе стартовали еще несколько выставочных проектов, из которых можно выделить три, открывшихся в Фонде культуры "Екатерина". "Остановка сердца" - название выставки Джима Ли, одного из тех фотографов, что, начиная снимать в 1960-е, уловили и выразили дух новой свободной эпохи и нового взгляда на модную съемку. Сотрудничая с Vogue, Harper's Bazaar, Elle, New York Times и множеством модных домов, он выводил своих моделей на пленэр, снимал на окраинах Лондона и выбирал антураж, немыслимый для предшествующей традиции.
Второй проект, который можно увидеть там же, - "энциклопедия" в лицах от Тома Вуда, пол названием "Британия. 1973-2012". Вуд – "реалист", снимавший жизнь рабочего в течение нескольких десятилетий. Свои сюжеты он находил в ливерпульских автобусах, снимая прохожих из окон, на протяжении двадцати лет каждую субботу простаивал у футбольных стадионов, делая фотографии фанатов. На выставке представлены хроники, созданные фотографом в начала 1970-х.
Третий проект - "Рассказ об эпохе. Фотографии княгини Анны Марии Боргезе" - это уникальные работы "непрофессионала", позволяющие проследить ранний этап эволюции фотографии. Итальянская аристократка, дочь генуэзского герцога Гаэтано де Феррари и эрцегрецогини Марии Анненковой, Анна Мария Боргезе в 1898 году купила себе фотоаппарат и увлеченно предалась новому хобби. На ее фотографиях повседневная жизнь рубежа веков - виды городов, в которых она побывала, людей с которыми общалась и даже полет аэроплана братьев Райт- и ужасы Первой мировой войны, во время которой она работала в Красном кресте.
В Фонде культуры "Екатерина", до 12 мая
Подробнее о выставках биеннале "Мода и стиль в фотографии" >>
2. В Stella Art Foundation показывают инсталляцию Игоря Макаревича и Елены Елагиной "Неизвестные разумные силы". Эта работа признанных классиков московской концептуальной школы была показана в рамках выставки "Contrepoint Russe / Русский контрапункт" в Лувре в 2010-2011 годах, на родине же выставляется впервые. Разъяснять содержание произведения, представляющего собой четыре "уводящих в небо" лестницы, между которыми горит неоном слово "рай", занятие неблагодарное, "квест" по поиску смыслов и подтекстов стоит пройти самостоятельно. Авторы дают отправную точку для размышлений: сюжетной основой проекта послужили записи Циолковского. Увлеченный работой над проектом межпланетного корабля и проектом основоположника русского космизма Николая Федорова по воскрешению предков, Циолковский однажды вечером увидел облачную фигуру, которую расшифровал как совокупность латинских букв, фонетически тождественную русскому слову "рай". Также в рамках экспозиции можно будет увидеть эскизы и фотографии другого проекта художников – инсталляции "Общее дело".
В Stella Art Foundation в Скарятинском переулке, до 14 апреля
3. В Галерее на Солянке в воскресенье открываются два проекта, которые сложно обойти вниманием. Первый из них – видеоработа Марины Абрамович "Лук" (The Onion, 1993). Прозвище "бабушка перфоманса" прочно закрепилось за художницей, и в этой своей работе она затрагивает, в том числе, тему старости. 20-минутный видеоряд во время, которого художница самозабвенно ест обычную луковицу, а за кадром жалуется на мужчин, аэропорты, телефон и призывает старость, которая, впрочем, сей призыв проигнорировала. Для того, чтобы это признать достаточно посмотреть на фотографии Марины Абрамович.
Второй проект – "Небольшая ретроспектива" петербургской художницы Марины Алексеевой, центром которой стала ее серия Lifeboxes, выставлявшаяся в рамках последней Московской биеннале современного искусства. Работы Алексеевой из этой серии не просто кукольные домики, каждая из них - маленькое социологическое исследование, собирательный образ общества, а миниатюрные интерьеры, созданные художницей, служат лишь фоном, для разворачивающегося там действа.
В Государственной галерее на Солянке, обе выставки до 18 апреля
4. Любители классического искусства смогут в эти выходные найти пристанище в ГМИИ им. Пушкина, где открыта временная экспозиция немецкой и австрийской живописи XVII – XVIII веков из собрания музея. Работы представленных здесь художников разных эпох роднит, по мнению кураторов "добротное мастерство, умелое построение композиции и верный рисунок", а также внимание к деталям и точность.
В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, до 19 мая
Также идут:
Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней >> В ЦВЗ "Манеж до 12 мая
Красота в XXI веке (Женщины мечты/Мужчины мечты) >> В ЦВЗ "Манеж до 3 апреля
Dior Couture. Патрик Демаршелье >> В ЦВЗ "Манеж до 3 апреля
Утопические союзы (арт-группа "Фабрика найденных одежд") >> В ММСИ на Тверском бульваре с 5 марта по 7 апреля
Детский костюм XVIII – начала XX века >> В Государственном историческом музее до 8 апреля
Лев Бакст. Открытие материи >> В галерее "Наши художники" до 15 апреля
Классическое искусство исламского мира IX–XIX веков. Девяносто девять имен Всевышнего >> В ГМИИ имени Пушкина до 26 мая
Это Париж! Модернизм в фотографии >> В Мультимедиа Арт Музее до 19 мая
Август Зандер. Портрет. Пейзаж. Архитектура >> В Мультимедиа Арт Музее до 7 апреля
Джонатан Мезе. Erz General Red Parsifal >> В галерее Red October до 10 апреля
Джонатан Мезе. Tropical Alaska Kid Der Molokobefehl >> В галерее Риджина до 31 марта
5D Slava Durak >> В ЦДХ с 19 по 24 февраля
Яков Рюмкин. Живите, пожалуйста! >> В Центре фотографии имени братьев Люмьер до 7 апреля
Лучшие фотографии России >> На Винзаводе до 24 марта