Экоцентр «Воробьевы горы» в Москве в последнее время приобрел популярность среди школьников и их родителей. Его интерактивная экспозиция помогает детям сформировать экологическое мышление и получить начальные навыки энергосбережения. Какие обучающие методы при этом используются? Проявляют ли школьники интерес к теме экономии энергоресурсов? Об этом корреспондент РИА Новости побеседовал с директором Экоцентра Алексеем Крыловым.
- Алексей Игоревич, для чего и для кого был создан Экоцентр?
— Экоцентр или Эколого-просветительский центр «Воробьевы горы» был создан для образовательной и эколого-просветительской работы со школьниками, а также для всех, кто интересуется экологией. Конечно, мы ставим перед собой и более конкретную задачу — показать экологические проблемы и достижения Москвы как крупного мегаполиса.
Концептуально Экоцентр состоит из трех экспозиционных зон. Первая зона называется «Мой дом — мой город». Там на игровой модели интерактивной квартиры посетителям демонстрируются всевозможные приемы ежедневного экологически-правильного бытового поведения, которое поможет каждому из нас снизить расход энергоресурсов в своем доме.
Вторая экспозиционная зона, «Мой парк — мой город», рассказывает об особо охраняемых природных территориях Москвы, а также об экологических особенностях мегаполиса. Третья зона носит название «Планета Земля — наш дом» и представляет глобальные экологические проблемы.
В Экоцентре вопросы экологии рассматриваются в трех основных масштабах, на трёх уровнях: «мой дом», «мой город» и «планета Земля». Мы хотим, чтобы нашим посетителям было понятно, как их ежедневные действия влияют на глобальные экологические проблемы, и что они могут сделать, чтобы помочь их решению.
- Какие обучающие программы помогают посетителям Экоцентра освоить навыки энергоэффективности, и какое оборудование при этом используется?
— Самое главное средство обучения — это наша интерактивная экспозиция. Мы сами ее проектировали и создавали, закладывая в каждый экспонат необходимый с точки зрения разработанной нами концепции смысл.
Мы реализовали три уровня интерактивности. Первый уровень — чисто физический, когда ребенку надо решить задачу, какой лампочкой лучше осветить определенную часть квартиры. Ребенок берет штекер, на котором нарисована лампочка, и пытается воткнуть его в подходящую на его взгляд часть квартиры. У него или получается, или не получается, потому что штекеры устроены так, что лампочку можно воткнуть только в совершенно конкретное место.
Кроме этого у нас есть мультимедийные экспонаты, в том числе игры. Методически они построены они следующим образом: сначала ребенок знакомится с небольшой теоретической информацией, а потом играет в экологическую игру, например, по сортировке мусора или очистке воды. Есть много других сюжетов. Все это иллюстрируется примерами практического применения тех технологий, которым была посвящена игра, в собственной квартире или в городском хозяйстве.
И третий уровень интерактивности — это анимированные трехмерные объекты животных и растений, которые сложно увидеть в живой природе. С помощью виртуальной реальности мы можем показать детям редкий природный объект, чтобы при встрече с ним в лесу дети смогли бы его распознать.
- Занимаются ли школьники проектной деятельностью на тему экономии энергоресурсов?
— У нас есть несколько направлений работы со школьниками. Это обзорные и тематические экскурсии, работа на территории природного заказника «Воробьёвы горы» и различные дистанционные проекты. Навыки энергосбережения дети закрепляют в том числе и в рамках дистанционных проектов. В одном из них, например, школьники считали, сколько можно было бы сэкономить энергии, если бы велся раздельный сбор мусора. Они разделили расчеты по этапам вторичной переработки, утилизации и захоронения мусора.
- Проявляют ли школьники интерес к теме энергосбережения, и многие ли уже прошли обучение на вашей экспозиции?
— Да, конечно, интерес к этой теме велик. Это видно по тому, какие вопросы задают дети, сколько работ приходит на наши дистанционные проекты. Все больше детей и учителей интересуются этой тематикой. Мы понимаем, что здесь очень важна роль педагога, поэтому предлагаем проекты для групп детей под руководством учителей.
- А бывает ли так, что школьники, прошедшие обучение в Экоцентре, передают полученные знания своим родителям?
— Влияние на взрослых через детей было одной из наших целей при создании Экоцентра. Мы не собираем статистику, но часто нам звонят родители и говорят: «Наш ребенок побывал у вас, и теперь мы хотим еще раз придти всей семьей». Интерес родителей выражается в совершенно конкретных вопросах: куда можно сдавать определенные лампы или батарейки? Как правильно собирать и сдавать мусор? Да, мы видим интерес к теме энергосбережения, и он растет день ото дня.