Кажется, весь мир наблюдает за тем, что происходит в Сикстинской капелле Ватикана. Участники конклава, 115 кардиналов, закрылись там и не выйдут, пока не выберут нового папу.
Казалось бы, что миру за дело до того, кто станет высшим иерархом одной из христианских конфессий, пусть и самой крупной? Пока из трубы на крыше Апостольского дворца поднимается черный дым, есть время попробовать разобраться с вопросами, которые накопились за месяц, минувший с того дня, когда мы услышали, что Бенедикт XVI намерен уйти.
Обозреватель РИА Новости Сергей Петухов попросил ответить на эти вопросы историка, доцента центра изучения религий РГГУ, члена Редакционного совета Католической энциклопедии, бывшего члена Папского совета по делам мирян Алексея Юдина.
- Изменилась ли за прошедший месяц оценка поступка Бенедикта XVI, вскрылись ли какие-то новые обстоятельства, узнали ли мы что-то такое, чего не знали раньше?
— Нельзя сказать, что о папе стало известно что-то совершенно новое. Разве что прояснились контуры проблем, стоящие перед католической церковью. Про многое – как про реальные проблемы, так и про домыслы – широкая публика знала и раньше, в частности, из документов, украденных личным камердинером папы и переданных для публикации журналисту Джанлуиджи Нуцци. "Ватиликс", ватиканский налог "Викиликс", стал большой проблемой для римской курии, центрального аппарата католической церкви. Но какое отношение это имеет лично к папе?
Его слова о том, что преклонный возраст не позволяет ему дольше оставаться на Святом престоле, полностью соответствуют реальному положению дел. Лишним свидетельством этому могут служить слова баварского журналиста, папского биографа и человека вообще близкого к Бенедикту XVI Петера Зеевальда. Если дословно, то Зеевальд сказал, что последние полгода папа выглядел "изможденным и опустошенным".
В связи с этим нельзя не вспомнить, что многие критики Бенедикта XVI упрекали его в некой орнаментальности его попыток навести порядок в церкви, забывая, что его служение церкви определяется не только действиями и поступками, но и молитвой и личными страданиями.
Так что, похоже, те проблемы, контуры которых мы видим (только контуры, потому что Ватикан по-прежнему – очень закрытая структура), дались ему очень нелегко. И может быть, некоторые поняли, что проецировать папское служение на светскую систему координат невозможно.
- После выборов нового папы в католической церкви возникнет довольно двусмысленная ситуация с двумя папами – настоящим и почетным. Каждое слово почетного будут рассматривать под микроскопом. Таким образом, почетный папа попадает в уникальную ситуацию, он в любой момент может подать голос из своего монастырского уединения, и его голос будет услышан. Такое происходит впервые в истории церкви. Чем это ей грозит?
— Ситуация действительно уникальная. Отречения пап были, но после этого те становились кардиналами, как бы возвращаясь на предшествующую ступеньку в церковной иерархии. Ситуация с Бенедиктом XVI беспрецедентная, но не двусмысленная. Более того, можно предположить, что сам папа предусмотрел такие последствия своего отречения. Как он выразился, уходя, он остается "у ограды святого Петра".
Сейчас папа находится в летней резиденции римских понтификов, а когда выберут нового папу, он ее освободит и переедет в Ватикан, где будет жить в уединении в маленьком монастыре Mater Ecclesiae в Ватиканских садах, который, кстати, основал Иоанн Павел II.
Сейчас мало кто помнит, что разговоры о том, что предыдущий папа тоже уйдет на покой раньше срока, ходили довольно упорно, даже назывался конкретный монастырь в Польше, куда он якобы уедет. Но Иоанн Павел II решил оставаться до конца, а Бенедикт избрал другой путь. Наиболее вероятно, что он сосредоточится на интеллектуальных занятиях и молитве. Ведь Бенедикт XVI – Йозеф Ратцингер – очень крупный богослов современности. Появляться же, например, на богослужениях папы в Соборе Святого Петра он наверняка не будет.
- В ряде СМИ среди причин отставки папы Бенедикта XVI называлась и такая: якобы он не смог справиться с гей-лобби в Ватикане. Масла в огонь подлил скандал с британским кардиналом О’Брайеном, ушедшим в отставку из-за обвинений в "неподобающем поведении по отношению к молодым священникам". Насколько вообще остро стоит эта проблема в современной католической церкви? Влияет ли она на действия папы, кого бы ни избрали?
— Разве кто-нибудь где-нибудь приводил доказательства существования такого лобби? И если оно даже и существовало бы, то что оно лоббирует? Да, в Католической церкви есть гомосексуалисты, как, впрочем, и везде. Например, в Италии вышла книга католического священника-гомосексуалиста, где он, как бы исповедуясь перед самим собой, пытается честно разобраться, что с ним происходит с точки зрения пастыря. Эта книга была представлена в церковных кругах, не запрещена, не осуждена, а стала предметом дискуссии.
Существует совершенно определенная позиция церкви по этому вопросу, она отражена в документах Ватикана, и последний, если не ошибаюсь, "Homosexualitas problema", датируется 1986 годом. Церковь считает это психической аномалией, и ни под каким давлением не собирается пересматривать такое видение гомосексуальности.
Другой вопрос — это пасторская тактика по отношению к гомосексуалистам, тут церковь против всех форм дискриминации и всегда готова помочь такому человеку, предложить ему свою терапию.
И третий вопрос — поведение некоторых пастырей, такие случаи церковь больше не скрывает и осуждает. Но говорить о лобби — это переводить чисто человеческий вопрос в политическую плоскость, что, как мне представляется, неверно.
- Отречение Бенедикта XVI от папского престола практически совпало с очередным скандалом в Банке Ватикана. Не могло ли это быть причиной ухода папы?
— Об этом говорят довольно часто, и это может стать пусть не первостепенной, но одной из задач реформаторской деятельности нового папы. Надо, наверное, напомнить, что т.н. ватиканский банк Istituto per le Opere di Religione возник в 1942 году как один из подсобных инструментов для развития государства Града Ватикана, которое появилось в своих нынешних границах и своем статусе в 1929 году. В то время этот банк был необходим, прежде всего, для решения ряда финансовых вопросов с итальянским государством.
Весь профицит этого банка направляется на развитие церковных проектов и на благотворительную деятельность. Однако некоторые кардиналы прямо говорят, мол, зачем он нужен, когда можно просто перевести его активы в обычные банки и брать оттуда проценты на те же нужды.
Здесь трудно что-либо возразить. Ведь Банк Ватикана, хоть и управляется профессиональными финансистами, но находится под контролем церковных лиц, и любой скандал в нем бросает тень на Ватикан и на Католическую церковь. К тому же, церковь живет в основном не на банковские доходы, а на подаяния верующих со всего мира — грош Святого Петра, как это называют.
- Может быть, у католической церкви не было бы столько проблем, если бы Ватикан не обладал такими несметными богатствами? И кардиналам меньше соблазна, и прихожанам меньше повода для подозрений?
— Насчет "несметных сокровищ", пожалуй, чересчур сильно сказано. Сокровища Ватикана выставлены напоказ в его музеях. Кстати, Владимир Ильич Ульянов (Ленин) тоже искал сокровища Русской православной церкви, но результат конфискации церковных ценностей в начале 20-х годов прошлого века оказался плачевным.
- Вы хотите сказать, что кардиналы и чиновники ватиканской курии бедные люди?
— По итальянским меркам зарплаты у них довольно скоромные. Но и их расходы, конечно, сильно снижает то, что называют социальным пакетом. Для штатных сотрудников на территории Ватикана есть магазин беспошлинной торговли, есть свои бензозаправки в Риме, в кварталах, которые тоже относятся к территории Ватикана, где они заправляют машины по сниженным ценам. Система госраспределителей, если выражаться уж совсем в советских терминах. Но таких людей Ватикане всего около двух тысяч, около семисот из них являются ватиканскими служащими, а порядка полутора тысяч работают в различных ведомствах Римской курии. А насчет сокровищ Ватикана лучше спрашивать у Дэна Брауна.
- За какие заслуги кардинал становится членом конклава и получает право голоса при выборах папы?
— Только кардинальская шапочка и возраст до 80 лет, никаких больше заслуг. А то, что сейчас голосует 115 кардиналов из двухсот с лишним, связано только с тем, что остальные уже старше 80 лет. Кстати, голосующих должно было быть 117, но шотландец Кит О’Брайен сложил с себя полномочия перед конклавом, а индонезийский Джулиус Дармаатмаджа не смог приехать по состоянию здоровья.
Однако, лишившись права участвовать в конклаве после 80 лет, кардиналы остаются кардиналами, этого сана никто их не лишает.
- Верно ли рассматривать начавшийся конклав как соперничество реформаторов и консерваторов?
— Об этом часто говорят и пишут, когда, наверное, больше нечего сказать или написать. Конечно, можно рассматривать конклав и так, если видеть в этом некий архетип общественной жизни вообще. Такая драматургия — либералы и консерваторы — присутствует в нашей жизни практически везде. Даже в семье могут быть реформаторы, центристы и консерваторы. Взгляды большинства кардиналов хорошо известны. Но в том, что касается самого конклава, то и после него, задним числом, мы вряд ли узнаем, кто там был либералом, а кто ретроградом. Распространение любой внутренней информации о выборах папы строжайше запрещено, нарушителям грозит отлучение от церкви.
- Долгие заседания конклава – это признак чего? Внутрицерковной демократии или внутрицерковного хаоса?
— Процедура конклава жестко регламентирована, чтобы он проходил в оптимальные сроки. Кстати, Бенедикт XVI ужесточил процедуру, отменив старинные правила, которыми хоть и давно не пользовались, но формально их никто не отменял. В частности, теперь запрещено единодушное избрание выкриками. Отменена и "комиссия великих выборщиков", то есть примерно дюжина самых уважаемых кардиналов, которым доверялось выбрать папу, когда общий ход голосования заходили в тупик. Согласно нынешним правилам, за будущего папу должно быть подано две трети голосов. В нынешней ситуации это означает, что как минимум 77 кардиналов-выборщиков должны назвать в своих бюллетенях одну и ту же кандидатуру.
Продолжительность папских выборов за последние сто лет составляла от 2 до 5 дней. Правда, на это раз драматургия выборов все-таки сложнее, чем в прошлый раз. Тогда был выбор: Ратцингер или не-Ратцингер, сейчас претендентов больше.
- Как вышло так, что католическая вера покинула Европу и ушла в Азию и Африку? Какие выводы из этого можно сделать?
— Такая проблема действительно есть, и она широко обсуждается. Дело в том, что из Европы уходит не только католичество, а вообще христианство. Конечно, на его место приходит нечто иное. На месте традиционных религий появляются культы, культики, поверья, синкретические верования типа "собери свою веру сам" — как из конструктора Лего – из буддизма, христианства, еще чего-нибудь. Меняется сам характер религии. На этом фоне африканское католичество отличается от европейского, оно другое по темпераменту, по культуре. То же касается и азиатского. Сейчас в Католической церкви открыта перспектива для христианства из стран Третьего мира. Как раз это и будет одним из главных вызовов для нового папы. Сейчас даже говорят, что Бенедикт может стать последним строго европейским папой.
- А если выберут чернокожего папу?
— Мне кажется, что как раз чернокожий папа мог бы внести новую жизнь в европейский католицизм. Между прочим, мало кто у нас знает, сколько сейчас чернокожих священников в Европе, сколько чернокожих сестер в монастырях. Но время для появления чернокожего папы все-таки еще, наверное, не пришло.
- Почему мир так волнуют выборы папы? Потому что это шоу с непредсказуемым концом? Или люди подсознательно чувствуют значимость происходящего?
— То, как нам это подают – это, конечно, шоу. Слишком долго из Ватикана не было новостей, а представители церкви часто говорят на своем арго и думают, что все их слышат и адекватно понимают. А папа Бенедикт XVI своим поступком заставил весь мир встрепенуться и задуматься. Несомненно, он стал ньюсмейкером номер один. Но когда острота сенсационности притупилась, многие почувствовали, что из современной жизни куда-то ушла та глубина, о которой им напомнил поступок папы.
- Если попробовать назвать три главные проблемы, которые встанут перед новым папой, то каковы они?
— Кардинальские конгрегации, проходившие в течение недели перед выборами в Зале синодов (есть такой импозантный зал в Ватикане), думаю, их более или менее определили.
Во-первых, обновление вселенской задачи церкви. Новый папа должен показать, что католицизм остается мировой религией. В этой связи весьма насущной представляется и реформа Римской курии, которая явно не справляется со своими задачами.
Во-вторых, обновление пасторской задачи церкви на всех ее этажах – от прихода до национального и регионального уровня. Главное – это диалог с современным человеком. А подвиг миссионерства будет заключаться не в опасности сгинуть где-нибудь в дебрях Амазонии, как раньше, а в проповеди в той же безрелигиозной Европе.
И в-третьих, это евангелизация в новом формате, доступном всем и актуальном для всех в современном обществе.