Оксана Полищук, обозреватель РИА Новости.
Установление безвизового режима с Европейским союзом, по мнению российских дипломатов, "процесс и обоюдовыгодный, и обоюдополезный". Однако в Москве утверждают, что у Брюсселя нет достаточной политической воли для того, чтобы решиться на такой шаг.
Европейцы уверены, что в случае введения такого режима в странах Старого континента вырастет число мигрантов из России и, соответственно, появится опасность того, что из РФ в ЕС хлынет криминальный элемент. По мнению российской стороны, в случае введения безвизового режима, поток мигрантов из России в Европу не увеличится.
Облегчать или отменять?
Работа над облегчением визового режима и дальнейшей полной отменой виз между РФ и ЕС ведется сторонами давно. Совершенно очевидно, что проблемы есть, однако, как утверждают и российские, и европейские эксперты, в основном это технические и достаточно легко решаемые вопросы.
Евросоюзу, по утверждению российской стороны, пока не достает политической воли. Россиян, как выясняется, европейцы боятся больше, чем выходцев из Азии, Латинской Америки и Африки.
Пока Брюссель согласен только на облегчение визового режима для отдельных категорий граждан РФ – дипломатов, госчиновников, журналистов, ученых, студентов, представителей гражданского общества и т.д. Однако отмены виз для всех россиян, как признался в ходе состоявшегося во вторник брифинга посол по особым поручениям МИД РФ, основной переговорщик с ЕС по безвизовому вопросу Анвар Азимов, придется дожидаться по меньшей мере до конца 2014-го. А, возможно, и дольше.
"Достижение цели безвизового режима – это для нас приоритетная задача. Это приоритет безусловный, но не абсолютный. Добьемся этой цели – хорошо, не добьемся – будем созревать, и мы, и ЕС", – отметил он. При этом дипломат подчеркнул, что РФ и ЕС "не праве называть (свое) стратегическое партнерство реальным, если мы не устраним визовый барьер".
Азимов уверен, что противников введения безвизового режима в ЕС нет. "Есть государства, которые готовы ускорить этот процесс, и их добрая половина. А есть другая половина, которая считает, что нет, необходимо скрупулезное выполнение перечня совместных шагов, чтобы государства- участники ЕС убедились в том, что Россия по всем техническим параметрам готова к введению безвизового режима", – сказал он.
В любом случае, по мнению дипломата, введение безвизового режима в данном случае – "процесс и обоюдовыгодный, и обоюдополезный".
Почему тормозится процесс?
Официальные версии озвучены уже давно. В первую очередь это сомнения европейских чиновников в возможности российских властей сдержать возможный поток мигрантов, как легальных, так и нелегальных, который, как полагают в Брюсселе, неизбежно хлынет из России в Европу.
Скорость продвижения к безвизовому режиму РФ-ЕС увязывается Западом также с коррупцией и несоблюдением прав человека в России. Не уверены на Евросоюзе и в том, что российские власти будут способны поставить заслон преступным элементам, которые якобы ждут не дождутся возможности проникнуть в Европу без виз.
При этом еврочиновников не смущает тот факт, что и без отмены виз в странах Евросоюза растет численность русскоязычных диаспор. Люди вполне легально прибывают в европейские государства, где просят потом разного рода убежища.
Все, кто хотел покинуть Россию, в том числе представители кавказских республик, "они практически все уже уехали – в 80-е, 90-е и позднее", утверждает посол Азимов. По его словам, в одной только в Вене "с каждым годом растет чеченская диаспора". Несколько лет назад там было 20 тысяч человек, а сейчас австрийские власти утверждают, что эта диаспора уже выросла до 40 тысяч человек.
По данным Еврокомиссии, в 2012 году порядка 7,5 тысячи россиян попросили убежища в странах Евросоюза. Однако в РФ с этой статистикой не согласны, отметил Азимов, так как представителям российской стороны не дают возможности определить, являются ли эти люди гражданами РФ. "По нашим данным, этих людей в 3,5 раза меньше", – сказал он.
Дипломат аргументировал свою позицию тем, что, как правило, это "граждане бывшего Советского Союза, которые "косят" под россиян". Эти люди приходят в европейские пункты размещения беженцев без паспортов, говорят свое имя, утверждают, что они живут, например, в Москве, называют адрес, и европейцы верят им на слово.
"Они (представители стран ЕС) к нам за проверкой не обращаются", – сказал Азимов.
Более того, подавляющее большинство такого рода беженцев в Европе автоматически зачисляются в разряд политических, так как европейцы охотно верят в то, что в России этих людей притесняют, например, на сексуальной почве, по расовому признаку и т.п.
В результате, пока решается вопрос о статусе этих людей, их содержание осуществляется за счет той страны, где они находятся, им выплачивается пособие, решается вопрос с трудоустройством.
Азимов напомнил, что со всеми государствами шенгенской зоны у России существует договор о реадмиссии и, согласно этому документу, РФ готова принимать обратно лиц, которых европейцы не хотят видеть на своей территории.
В любом случае, по мнению российской стороны, в случае введения безвизового режима, поток мигрантов из России в Европу не станет больше.
"Привилегированные" паспорта и их обладатели
Не так давно в российской блогосфере вспыхнула полемика вокруг "привилегированных" дипломатических и служебных паспортов. Известный блогер Антон Носик обвинил российский МИД в том, что тот в переговорах с ЕС борется не за права всех россиян без виз посещать Европу, а за возможность российских чиновников "навещать" свою недвижимость и проверять свои счета за границей.
По мнению Носика, для этого российские дипломаты договариваются о безвизовых поездках в ЕС для обладателей так называемых "синих", служебных паспортов. О том, что собой представляют "элитные" разноцветные документы, блогер в силу одному ему ведомых причин распространяться не стал. Пользователи интернета моментально подхватили тон, заданный Носиком, и с удовольствием развили тему.
Между тем, согласно российскому законодательству, все обстоит весьма прозаично. "Привилегированные" документы – не более чем государственная собственность, обозначающая для стран, куда прибывают их обладатели, статус визитера, оговоренный международными конвенциями.
Если пробраться сквозь дипломатическую казуистику, на что хватит терпения не у каждого, выясняется, что обладатели дипломатических (зеленых) паспортов имеют право на неприкосновенность в другой стране, а также на ряд других преимуществ. Обладателями таких документов в России, помимо непосредственно дипломатов, являются президент, премьер-министр, депутаты Государственной думы и федеральные министры.
Служебными (синими) паспортами обладают несколько большее число россиян, в том числе, федеральные и региональные государственные служащие, военнослужащие, проходящие службу по контракту в других странах, сотрудники МЧС, технический персонал МИД РФ, направляемый на работу в российские учреждения за рубежом, некоторые журналисты.
При этом, согласно российским законам, как дипломатические, так и служебные паспорта должны храниться в отделах кадров и выдаваться их обладателям на время зарубежной поездки под расписку. Например, сотрудники МЧС получают свои "синие" паспорта только непосредственно перед командировкой.
Аналогичная ситуация с "синими" и "зелеными" паспортами имеет место быть в министерстве иностранных дел. "Отдыхать за границу, как и все наши соотечественники, мы ездим с общегражданскими, "красными" паспортами", – заверили РИА Новости на Смоленской площади.
Блогер Антон Носик, кстати, был приглашен на брифинг в МИД и мог получить информацию об "элитных" паспортах и их владельцах из первых рук, но не пришел.
Как бы там ни было, Москва продолжит переговоры с Евросоюзом о введении безвизового режима. Процесс переговоров идет трудно, но, по утверждению обеих сторон, "в нужном направлении".
Не стоит забывать и о том, что объединившимся европейцам, помимо России, нужно договариваться не только с Москвой, но и друг с другом, а это иногда даже сложнее, учитывая, например, специфическое отношение к РФ стран Балтии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции