Рейтинг@Mail.ru
Каменное сердце Парижа - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Каменное сердце Парижа

Читать ria.ru в
Даже для прибывших издалека путешественников Нотр-Дам де Пари - не пустое сочетание звуков. Для самих же французов - это и собор соборов, и начало французской истории, и сердце Парижа, и все что угодно, но обязательно выраженное в превосходной степени. Бронзовая доска с надписью "0 km" оповещает, что с этого места ведут отсчет все дороги Франции.

Материал подготовлен проектом Туризм Группы сайтов РИА Новости >>

Даже для прибывших издалека путешественников Нотр-Дам де Пари - не пустое сочетание звуков. Для самих же французов - это и собор соборов, и начало французской истории, и сердце Парижа, и все что угодно, но обязательно выраженное в превосходной степени. Бронзовая доска с надписью "0 km" оповещает, что с этого места ведут отсчет все дороги Франции.

Ежегодно храм, который в 2013 году отмечает свое 850-летие, посещают 14 миллионов человек. Специально к юбилею для звонниц собора были отлиты девять новых колоколов, каждому из которых присвоили свое имя. Самый большой из них - шеститонная "Мария" - был отлит в Нидерландах, в то время как остальные - в Нормандии. Первый их перезвон можно будет услышать 23 марта во время пасхальной недели, то есть ровно через 10 дней.

Собор соборов

Называя этот готический храм "сердцем" родного города, парижане ничуть не кривят душой. Еще в далекие дохристианские времена, когда на одном из островов Сены обитало небольшое кельтское племя паризеев, когда еще не было Парижа, римляне уже называли остров Сите, то есть "город, городок". К его берегам беспрепятственно причаливали военные и торговые суда, здесь же в клубке узких улиц и рыночных площадей располагались античный храм и алтарь, посвященные Юпитеру.

© flickr.com, Serge Melki

Собор Парижской Богоматери

После того как языческие боги римлян вместе с их почитателями были окончательно низвергнуты, престижное место на западе острова заняла раннехристианская базилика. Спустя десятилетия на этом месте появилось сразу два храма - Нотр-Дам и Сент-Этьен, и только в начале XII века парижане почувствовали реальную необходимость в собственном кафедральном соборе.

Тогда Париж в области строительства культовых сооружений несколько отставал от остальных столиц Европы, но в рвении своем горожане были истовы. Это подтверждает следующий факт: в XIX веке на глубине девяти метров под собором Парижской Богоматери обнаружили фрагмент, по форме явно напоминающий основание храма. Такое мощное основание устраивали под сооружения гораздо большей высоты, чем Нотр-Дам (например, для таких соборов, как в Шартре или Бове). Удивительный архитектурный замысел по неясным причинам так и остался нереализованным, но на этом месте появился невероятной красоты храм, ставший символом Парижа и самой Франции.

В средневековых источниках основатель собора Парижской Богоматери епископ Морис упоминается как блаженный. Он родился примерно в 1120 году в семье крестьянина, жившего близ города Сюлли, что на Луаре. Отсюда и имя Морис де Сюлли. Отучившись в только-только образованном парижском университете, заслужив различные степени в теологии, проповедник к 40 годам получил сан епископа и только тогда приступил к сбору средств на строительство собора. Его одержимость и фанатизм возымели действие - в 1163 году в основание храма был заложен первый камень рукой самого папы Александра III.

До сих пор так и не ясно, кому собор обязан своими архитектурными идеями. С самого начала строительство велось с завидной быстротой и продолжалось при новом епископе де Сюлли, однофамильце (то есть земляке) епископа Мориса. Первая очередь работ была закончена в 1182 году, и уже в январе 1185 года прибывший в Париж патриарх Иерусалимский совершил в недостроенном храме торжественную службу. К 1196 году собор был почти завершен, но фасадные работы продолжались вплоть до окончания возведения башен на закате XIII века.

Непонятый и возрожденный

Любуясь гармоничными пропорциями сооружения, его изящными архитектурными деталями, и думать не хочется о том, какая нелегкая судьба была ему уготована. В XVIII веке ретивые каноники решили заменить цветные витражи на обычное стекло, дабы не смущать Всевышнего излишней роскошью храма.

© flickr.com, Angel T.

 

Религиозные войны и разгулы не лучшим образом сказались на архитектурном облике Нотр-Дама. Победители всякий раз находили в нем очередное напоминание о поверженных врагах и бездумно уничтожали редчайшие произведения искусства. Так, во время Великой французской революции разбуянившиеся парижане, глумясь над собором, сбросили с фасада все статуи королей иудейских: жители города были уверены, что эти каменные изваяния символизируют их собственных монархов.

В ходе бессмысленной войны с искусством чудом уцелела только одна статуя Богородицы - над вратами, ведущими в клуатр. Нимало не смущаясь, революционеры превратили алтарь в трибуну, с которой в амплуа богини Разума вела агитацию безвестная парижская артистка.

Возрождение интереса к заброшенному и поруганному храму началось после выхода в свет в 1831 году романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". В 1844 году король Луи-Филипп издал декрет, согласно которому предписывалось приступить к реставрации храма. Работы по восстановлению здания были поручены талантливому французскому архитектору Эжену Виолле-ле-Дюку. Именно его вариант возрожденного памятника предстает перед нашими глазами.

Начало французской истории

Это удивительно точное определение роли, отведенной собору Парижской Богоматери в истории страны. Можно провести целый день, прогуливаясь по пяти нефам храма, любуясь уникальным внутренним убранством, заглядывая в многочисленные часовни и предаваясь воспоминаниям о годах минувших.

© flickr.com, beggs

Одна из химер, украшающих Cобор Парижской Богоматери

Кажется, что под стрельчатыми сводами еще слышна тихая поступь короля Людовика Святого, который босиком прошел к алтарю, неся перед собой терновый венец. Вот с этой кафедры в 1431 году другой французский монарх Филипп IV Красивый объявил о создании Генеральных штатов. У алтаря венчалась королева Марго с будущим королем Генрихом IV. Именно венчалась, а не венчались, так как жених, гугенот по вероисповеданию, не был допущен в стены католического храма. В этой купели крестили новорожденного сына Наполеона Бонапарта, а в нескольких шагах от нее отпевали Пуанкаре, Барреса, Клоделя, Леклерка, генерала де Голля и даже убежденного социалиста Миттерана.

 

Каменные стены еще помнят слова благодарственных молебнов по случаю побед французской армии. Что говорить, даже бунтарь и грубиян Владимир Маяковский, посетив храм на острове Сите, испытал некое подобие волнения, заявив, что хотя тут и темновато для устройства пролетарского клуба, все же будет жаль, если такие, как он, придут и взорвут собор.

Нотр-Дам красив в любое время года. Впечатление, которое он производит на созерцателей, независимо от ракурса восприятия, можно назвать ошеломляющим. Вместе со своими мостами-трапами собор похож на корабль, навечно причаливший к берегам Сены. Парижане говорят, что у этого прекрасного божественного сооружения есть еще одно невероятное свойство: если после долгой прогулки зайти внутрь и босиком постоять на древних камнях, то усталость проходит сама собой. Или это старый собор берет на себя чужие проблемы восемь столетий подряд?

Ирина Нехорошкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала