Наталия Григорьева
Ретрокомедия Романа Копполы – сына Фрэнсиса Форда, брата Софии и сценариста нескольких фильмов Уэса Андерсона – с замысловатым названием "Умопомрачительные фантазии Чарли Свона-третьего" выходит в российский прокат. Более или менее внушительный актерский состав – пожалуй, все, чем может "похвастаться" эта картина: Чарли Шин, Патриция Аркетт, Джейсон Шварцман и Билл Мюррей играют немолодых и явно скучающих людей в ярких декорациях Лос-Анжелеса 70-х.
Герой Шина и его тезка, Чарли Свон-третий, работает графическим дизайнером и руководит небольшим рекламным бюро имени себя. Основной клиент этой конторы, а по совместительству закадычный друг Свона – певец Керби Стар (Шварцман), которому срочно нужна обложка для новой пластинки. Чарли, впрочем, не спешит приниматься за работу, у него депрессия, усугубленная алкогольной зависимостью и расставанием с девушкой. Обнаружив целую коробку с откровенными фотографиями бывших пассий Чарли, белокурая и длинноногая Ивана (Кэтрин Уинник) закатила скандал, разбросала по комнате обувь и хлопнула дверью. Раздосадованный герой в состоянии аффекта решает немедленно сбросить мешок с туфлями со скалы, но вместо этого въезжает на машине в чужой бассейн и оказывается в больнице, где от нечего делать воображает красочные сценарии - то мести бывшей подружке, то воссоединения с ней. Больного на всю голову Чарли навещают его адвокат Сол (Мюррей), от которого собирается уйти жена, сестра (Аркетт) с двумя детьми и соответствующими домашними хлопотами, и все тот же друг и клиент Керби, которому все еще позарез нужна обложка для новой пластинки. Отдохнув на больничной койке, герой Шина сбегает ото всех и отправляется претворять фантазии в жизнь – в реальном мире, как и следовало ожидать, все оказывается не таким уж умопомрачительным.
Годы работы бок о бок с Уэсом Андерсоном не прошли для Копполы даром, что видно буквально с первых кадров. Речь, правда, исключительно о визуальной стороне фильма. Искаженные, не существующие в природе цвета - словно пленку пропустили через один из фильтров программы Instagram - взяты из той же палитры, в которую окрашено андерсоновское "Королевство полной луны". Впрочем, этим и присутствием в фильме Билла Мюррея сходство между фильмами ограничивается. Тем не менее, режиссерская задумка – перенести действие в Лос-Анжелес 40-летней давности - срабатывает. Достаточно нескольких штрихов-примет времени, вроде старинного Кадиллака, расклешенных брюк и женских беретов, чтобы зритель поверил в предлагаемый исторический контекст. По словам самого Копполы, он скучает именно по той эпохе и по тому городу, вместе с ним скучают и герои картины. Чарли Шин играет самого себя, пряча бесстыдные похмельные глаза за темными очками в пол-лица, Патриция Аркетт и Кэтрин Уинник украшают интерьеры, а присутствие на экране Билла Мюррея – само по себе маленький праздник, без дополнительных усилий с его стороны.
Роман Коппола, выросший на съемочных площадках великих фильмов великого отца и обреченный нести бремя фамилии, возложенных надежд и собственных амбиций, собрал на съемочной площадке друзей и родственников – Джейсон Шварцман приходится режиссеру кузеном - забыв наделить их характерами и предложить сюжет. Остались предлагаемые декорации и предполагаемые трагикомичные обстоятельства. С трагической частью не вышло вовсе – надуманные страдания успешного дизайнера, решившего, что пора бы уже и кризису среднего возраста наступить, пока возраст этот не прошел, не тянут на трагедию и приводят героя лишь назад к отправной точке. Что до комедийной составляющей, то здесь вершиной можно считать появление в кадре русских таксистов с полными багажниками водки и черной икры – уже не клише, а моветон.