Рейтинг@Mail.ru
История выборов Папы Римского - РИА Новости, 12.03.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

История выборов Папы Римского

© Fotolia / Andrey StarostinСобор Святого Петра в Ватикане
Собор Святого Петра в Ватикане
Читать ria.ru в
Дзен
Конклав по избранию нового Папы Римского открывается в Ватикане 12 марта.

МОСКВА, 12 мар — РИА Новости, Виктор Хруль. В различные периоды истории Католической церкви процесс избрания нового понтифика был неодинаков.

Согласно церковному праву, понтифик не может сам выбрать себе преемника. По преданию, святой апостол Петр избрал 24 священников и диаконов, помогавших ему в управлении Римской церковью. Этим советникам вменялось избрать преемника святого Петра. Историки церкви и специалисты канонического права полагают, что в первые века порядок избрания нового епископа Рима ничем не отличался от порядка избрания других епископов — нового Папу выбирали духовенство и верующие города.

Принцип выборности понтифика соблюдался в Римской церкви всегда. Святой Киприан, епископ Карфагенский говорил, что в выборах папы Корнелия (251‑253) принимали участие епископы Римской провинции, духовенство и народ. Уже в те времена новоизбранный епископ Рима информировал епископа Карфагена о своем избрании на Римский престол.

Начиная с IV столетия, в соответствии с практикой избрания епископов, сложившейся после Никейского собора (325 год), выборы папы стали заботой прежде всего духовенства, которое заручалось согласием народа и знати. Кандидат должен был пройти через все иерархические ступени и, как правило, являлся архидиаконом — этот титул больше относился к области административного управления Римской церкви. Обычно новый папа избирался через три дня после смерти предыдущего (хотя это правило сопровождало множество исключений). Новоизбранный папа должен был просить у императора распоряжения (iusio или praeceptio) о своем посвящении, а также уплатить в имперскую канцелярию весьма внушительный налог. Кроме того, он должен был испрашивать подтверждения и у экзарха Равенны.

В 684 году, вняв просьбе Бенедикта II (684‑685), император Константин IV объявил: ждать утверждения новоизбранного понтифика императором не нужно, достаточно просто поставить его в известность. Конец формальной зависимости Рима положила иконоборческая ересь, поразившая Византию в середине VIII века: папа Захария (741‑752) после своего избрания не стал посылать известие в Константинополь.

Римский синод 769 года преградил путь к папству для всех, кто не обладал титулом кардинала — пресвитера или диакона, — в то время как избирали папу все духовенство и особо важные персоны. Участие мирян в выборах запрещалось, но после своего избрания понтифик должен получить признание мирян. Этот декрет вызвал недовольство влиятельных мирян, и папа Николай I Великий (858‑867) на синоде в Риме в 862 году восстановил выборные права мирян.
В 1059 году папа Николай II ограничил круг выборщиков до кардиналов‑епископов, к которым присоединились и другие кардиналы, имевшие священный сан. Остальное же духовенство и народ созывались для того, чтобы одобрить сделанный выбор.
Германские императоры пытались присвоить себе привилегию подтверждения кандидатуры новоизбранного понтифика, ссылаясь на договор, заключенный папой Адрианом I и Карлом Великим. Правители Священной Римской империи неоднократно вмешивались в избрание пап.

X Вселенский Собор в 1139 году передал право выбирать папу исключительно в ведение кардиналов, а III Латеранский Собор 1179 года, проходивший в понтификат Александра III (1159‑1181), установил правило, согласно которому новым папой становится тот, за кого подано не менее двух третей голосов присутствующих кардиналов. В декрете не говорилось, как следует поступать, если так и не удается собрать большинство голосов.

Сложная ситуация возникла после смерти Папы Климента IV (1265‑1268), когда Святой Престол оставался вакантным два года и девять месяцев. Чтобы в будущем подобное не повторилось, папа Григорий X (1271‑1276) конституцией Ubi periculum majus (1274), обнародованной на II Лионском соборе, установил порядок избрания понтифика, сохранившийся с небольшими изменениями до наших дней. Согласно конституции Ubi periculum majus, кардиналы должны через десять дней после смерти понтифика собраться во дворце, где он почил, или, если это невозможно (например, папа умер во время путешествия), во дворце епископа в ближайшем городе, где в полной изоляции от влияний внешнего мира должны были избрать нового папу. Зал, в котором проходило голосование, должен запираться на ключ.

Под угрозой отлучения от Церкви кардиналы не могли передать "в мир" ни устное, ни письменное послание. Пища подавалась через окно. Если кардиналы не принимали решение за три дня, урезался дневной рацион. Еще через пять дней выборщикам приходилось довольствоваться хлебом, водой и вином. Если кто‑либо из кардиналов отказывался участвовать в выборах или уважительные причины вынуждали его покинуть зал конклава, выборы проходили без него (это правило не действовало, если выборщик заболел — в случае выздоровления, он мог продолжить участие в конклаве). Городские власти были обязаны проследить за исполнением этих предписаний.

С XIII века в церковном обиходе прижилось слово "конклав" (от латинских слов cum — "с"; clavis — "ключ") — собрание Коллегии кардиналов, на котором выбирается новый Папа. Во время конклава кардиналы‑выборщики в прямом смысле закрыты от внешнего мира: по традиции, собрание проходит в Сикстинской капелле, двери которой закрываются на ключ.

Детали проведения конклава тщательно излагаются в документах папы Григория XV (1621‑1623). Папа Пий IX в 1871 году разрешил кардиналам решать большинством голосов вопрос о том, проводить ли конклав взаперти. Пий IX в 1878 году установил регламент, обязательный к соблюдению в период sede vacante, когда Апостольский Престол вакантен.

В XX веке понтифики также неоднократно уточняли нормы, обязательные к соблюдению во время периода sede vacante. Папа Павел VI в 1975 году ввел возрастной ценз для выборщиков (80 лет), подтвердил, что выборы должны проходить только в Апостольском дворце Рима, ограничил число выборщиков в 120 человек.

(Дополнительный источник: российская католическая газета "Свет Евангелия").

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала