МОСКВА, 11 мар — РАПСИ. Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия Совета Европы) на 94-м пленарном заседании утвердила заключение по последним поправкам в российский закон о митингах, обратив внимание на ряд недочетов, следует из документа, имеющегося в распоряжении РАПСИ.
Венецианская комиссия является консультативным органом при Совете Европы по конституционному праву. В нее входят назначенные государствами Совета на четыре года профессора университетов и судьи высших судов, выступающие в качестве независимых экспертов.
Так, что касается ограничения права на организацию общественных мероприятий, "только веские основания могут служить оправданием" для этого, поскольку речь идет в целом о свободе собраний, говорится в документе. Ограничение в правах целых категорий людей в связи с совершением не только серьезных уголовных, но и административных правонарушений, по мнению комиссии, является чрезмерным. Аргументация КС РФ по этому вопросу Венецианскую комиссию также не устраивает.
Далее у Венецианской комиссии возникли сомнения относительно требования о предполагаемом количестве участников общественного собрания и последующих санкциях за превышение устанавливаемого лимита. По мнению комиссии, невозможно требовать от организаторов мероприятия, заинтересованных в привлечении как можно большего количества участников, точных цифр, в связи с чем предсказать явку на мероприятие невозможно. Определенная трудность связана еще и с тем, что принять участие в мероприятии может любой желающий. Единственное, за что организаторы могут в данном случае нести ответственность, — за подачу заведомо ложных сведений или намеренное создание трудностей властям, отвечающим за поддержание общественного порядка.
Комиссия в целом поддерживает положение, признанное КС РФ конституционным, в соответствие с которым организаторы мероприятия несут ответственность за причиненный участниками в ходе его проведения материальный ущерб. Вместе с тем в заключении отмечается, что охрана правопорядка находится вне компетенции организаторов. "В любом случае, основную ответственность за ущерб должны нести сами правонарушители, а не организаторы мероприятия", — говорится в заключении комиссии.
Далее комиссия в целом находит целесообразным запрет на ношение участниками мероприятий масок, закрывающих лицо, и соответствующее требование к организаторам этих мероприятий. Тем более что такой запрет действует в ряде других стран. Однако и в данном случае комиссия требует соблюдения основополагающего принципа свободы собраний.
Что касается положения об одиночных пикетах, уведомление о проведении которых не требуется по закону, то Венецианскую комиссию заботит то обстоятельство, что у российских судов в свете принятых поправок остается возможность приравнять одиночные пикеты к массовому мероприятию с последующим применением соответствующих санкций.
Определенные проблемы, в отличие от КС РФ, комиссия видит в связи с введением запрета на агитацию за участие в мероприятии до его согласования с властями. В целом ввиду неясности формулировок комиссия усматривает здесь возможность для ущемления возможностей организаторов мероприятий.
Не поддерживает Венецианская комиссия и нововведение о проведении общественных мероприятий в специально отведенных для этого местах. "Это привилегия организатора — решить, какое место наиболее подходящее", — говорится в заключении.
Поправки в 54-ФЗ от 19 июня 2004 года (О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях) были приняты в июне 2012 года. В феврале этого года Конституционный суд (КС) РФ, рассмотрев жалобу оппозиционера Эдуарда Лимонова и запрос депутатов Госдумы, обнародовал свое постановление касательно принятых поправок, которое Венецианская комиссия приняла во внимание.