Где, по-вашему, водятся привидения?! Вообще-то везде - на пространстве от Московского Кремля до амазонских лесов. Впрочем, когда произносишь леденящим голосом слово "привидеееение", то почему-то представляется холодный и мрачный английский замок. Ну, это объяснимо, ведь слово "Англия" равно "призраки" и равно же "штамп". И на Ямайке, как бывшей английской колонии, призраки тоже есть. Я-то вдобавок думала, что там есть и культ вуду - тот самый, который так популярен на Гаити или Кубе, но все сопровождавшие нас на Ямайке в один голос утверждали, что вуду здесь нет. Зато они же почти шепотом вспоминали о некоем невнятном культе черной магии обеа (obeah), связанном с древними африканскими ритуалами, ядами и снадобьями, о котором никто тебе рассказывать просто так не станет, а самих колдунов, если кто и знает, то выдавать не будут.
Ямайцы - люди удивительно доброжелательные, веселые и открытые. Даже непонятно, как эта прекрасная земля могла породить такого монстра, как Анна Палмер, чья мрачная история описана в романе Герберта де Лиссера "Белая ведьма поместья Роуз-холл". Расположенный на живописном холме неподалеку от Монтего-Бей Роуз-холл - без преувеличения, самое известное здание Ямайки. Величественный бело-серый трехэтажный дом в стиле американского Юга 1770 года постройки с высокими потолками, скрипучими полами и шелковыми обоями на стенах, со старинными помутневшими зеркалами и чопорными английскими столовыми, с прекрасным парком и видом на море, окруженный сахарными плантациями, сразу же отсылает к "Хижине дяди Тома". Сейчас, кроме самого исторического здания, здесь существует еще и отель с гольф-полями. А раньше - только бесконечные сахарные плантации до самого побережья.
Роуз-холл остается одним из немногих сохранившихся зданий, не пострадавших от пожаров в результате бунта рабов, сотрясшего Ямайку в 1830 году, когда британский парламент утвердил закон об отмене рабства, а белые плантаторы сделали все возможное, чтобы его не выполнить.
...И была у этой усадьбы хозяйка, о которой ходит столько легенд, что непонятно, где же у них реальная предыстория. Как бы там ни было, однажды Джон Роуз Палмер - владелец огромного имения, простиравшегося на 300 километров, и более 2 тысяч рабов - женился на прекрасной 18-летней девице-сиротке ирландского происхождения по имени Анна Мэй Паттерсон. Но маленькая хрупкая девушка оказалась не так проста, как казалась. Была у нее "добрая" нянюшка, которая по совместительству слыла колдуньей вуду (которого, как вы помните, на Ямайке нет), а заодно обучила свою воспитанницу ряду "тёмных" приемов. То ли нянюшка виновата была в садистских наклонностях Анны, то ли характер у нее был такой, однако занималась тут Анна тем, что спала со всеми подряд - рабами и свободными гражданами - и мучила-пытала также без разбору звания и расы. На своем белом жеребце скакала она по усадьбе, высматривая очередную жертву. Либо для любовных утех, заканчивавшихся смертями избранников, либо для пыток, которым она подвергала соблазнившихся в подземных казематах. Есть в доме кладовая, из которой, как говорят, тайный туннель ведет к самому берегу моря и по которому рабы выносили трупы невинно убиенных. А за ними шли другие рабы, которые убивали тех, кто трупы хоронил. И так до бесконечности.
Своего первого мужа она зарезала, второго отравила, третий был задушен. А четвертый вовремя сбежал. Но черная вдовушка, как и следовало ожидать, тоже плохо кончила. Однажды утром - а шел 1833 год - она сама была найдена задушенной в своей собственной постели, под балдахином, в любимой спальне кроваво-красного цвета.
Теперь ее привидение в красном платье периодически бродит по дому, показывается в зеркалах, проявляется на фотографиях, нагло толкается, причем в любое время суток и даже днем, когда в доме полно туристов. Об этом свидетельствуют ксерокопии присланных в Роуз-холл писем от посетителей, столкнувшихся с шалостями призрака. Эти письма, как и фотографии с неясными, размытыми силуэтами за спинами гостей, на кроватях или в зеркале, можно увидеть на особой витрине, посвященной потусторонней жизни дома, которая, кажется, бьет ключом. Специалисты по паранормальным явлениям (имеются и такие) насчитали в усадьбе более 40 призраков.
В 1979 году группа ямайских и американских ясновидящих попыталась наладить контакт с духом Анны Палмер. Результатом были найденная в парке, в термитнике кукла вуду, заключавшая в себе душу Анны, и три креста, нарисованные белой краской на мрачном каменном надгробии, стоящем особняком. С помощью этих крестов ясновидящие пытались с трех сторон закрыть Анне выход из склепа. Во время этого контакта дух якобы заявил, что она была и будет единственной хозяйкой этого места. Когда Анну вызвали в четвертый раз, она не ответила и не появилась. Мнения относительно того, вышла она наружу или же осталась внутри склепа, разделились, а потому "знатоки" решили оставить ей лазейку на этот свет. На всякий пожарный.
Склеп с крестами также можно увидеть неподалеку от особняка, в красивом английском парке. Наш гид Латойя утверждала, что ни в жизнь не осталась бы здесь на ночь, потому как служащие дома-музея не раз испытывали на себе присутствие призрака. Как-то в 80-е годы, когда особняк еще использовался в качестве отеля, пара молодоженов, отважившаяся переночевать в старом доме, была свидетелем тому, как хлопали двери, сами разбивались чашки, гас и внезапно загорался свет. Стоит ли говорить, что вскоре гостиницу перенесли в новое здание, а дом так и остался домом с привидениями и на сегодняшний день считается "самым заколдованным" местом в Западном полушарии. Сама Латойя несколько раз слышала шаги в баре на первом этаже и видела отражение женщины в красном платье. Но когда заходила в бар, никого не находила.
...В последний день на Ямайке, по дороге в аэропорт, шофер рассказал мне историю о том, как несколько русских туристов все-таки умудрились найти на острове колдуна, который предупредил одного из них не лезть завтра в море. Разумеется, наш человек не мог не противопоставить свое мнение магическому "лобби" и в результате получил сильный и весьма болезненный ожог от медузы, несколько дней температуры и испорченный отдых. Так что даже с несуществующими колдунами лучше не шутить. Как говорят в Латинской Америке: "Не стоит верить в ведьм, но то, что они существуют, - это факт".
Евгения Слюдикова
Редакция "РИА.Туризм" выражает благодарность АТОР и ямайскому бюро по туризму за организацию поездки