Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
Новая народная примета: если на ленте "Фейсбука" котиков на время потеснили фотографии с весенними букетами и трогательными подписями ("наши мальчики нас поздравили"), то наступило 8 Марта. Нет, я все понимаю – приятно получать подарки лишь потому, что ты женщина. Только не могу отделаться от ощущения, что праздновать особенно нечего.
Если быть еще честной, то 8 Марта в нашей стране мне больше напоминает гей-парады, которые изначально назывались гей-прайдами (от английского – гордость; имеется в виду гордость за достижения в борьбе за права). Во-первых, достижений особых нет, во-вторых, запрещены.
Женщинам в нашей стране, как и геям, тоже демонстрировать особо нечего, но при этом Международный день, когда представительницы гендерного большинства собирались для выражения солидарности, превратился в конфетно-букетную насмешку над этой борьбой. Пали жертвой хитрости мужчин, которые воспользовались нашей слабостью и подкупают нас цветами и подарками.
Я понимаю, что в период СССР, когда Международный день женской солидарности стал праздником, официально ущемленных в правах не было. Но ведь в Советском Союзе и секса не было, но дети же как-то рождались, да и воспитывались, обстирывались, питались. И в основном не мужчины этим занимались. Что бы сейчас уже это не признать? Как и то, что далеко еще нам до своих праздничных вумен-прайдов. Хотя женщины абсолютное гендерное большинство, но ощущаем мы себя как-то не очень уверенно.
Асимметричный вопрос пола
Если вспомнить классическое определение дискриминации по полу (не буду цитировать, ибо легко можно осведомиться в словаре), то практически все характерные черты можно найти в современной российской жизни. Не буду затрагивать особенно тяжелые моменты – домашнее насилие и домогательства. Достаточно и менее болезненных проявлений дискриминации.
Возьмем, к примеру, работу. С одной стороны, доля женщин, которые не имеют этого вида социальной активности, ниже, чем у мужчин. По последним данным статистиков, безработных среди женщин 5,5%, а среди мужчин – 6,4%. Кстати, в кризис диспропорция увеличивается.
С другой стороны, даже в этом отрадном вроде бы факте есть немалая доля ущемления. Почему? Все просто – у женщин значительно меньше развиты зарплатные амбиции, они проявляют больше лояльности и исполнительности.
Проще говоря, вспомните (кто может, естественно) 90-е годы прошлого века, когда закрывались фабрики, заводы, НИИ, конструкторские бюро… Многие мужчины, тоскуя о крахе карьеры, да и жизни, улеглись на диван и принялись с различной степенью индивидуального удовольствия жалеть себя. А дамы закатали рукава, поменяли специальность, не брезговали любой работой.
Но самое противное при этом, что женский труд, как правило, оплачивается хуже. В среднем за одну и ту же работу дамы получают на 30% меньше, чем мужчины. Скажем, в прошлом году средняя зарплата у первых была меньше 20 тыс. рублей, а у вторых – более 25 тысяч.
И где справедливость? Причем важно отметить, что чем выше уровень окладов, тем сильней разрыв. Да и не очень любят у нас делать женщин начальницами.
Пример из личного опыта: помню, проходила как-то собеседование в одну очень крупную компанию на позицию пресс-секретаря. Всем я очень понравилась, но когда дело дошло до офера, то мне предложили стать заместителем начальника, которого подыщут позже.
Кого? "Не имеет значения, – порадовал меня кадровик. – Мужчина – чисто для статуса. Не переживайте, все равно вы так хорошо все знаете, что все будете делать вы". С зарплатой, соответственно, куда более низкой. Вы понимаете, как я была счастлива.
Не надоела статистика? Все равно приведу, простите, ибо "ее еще есть у меня". На днях в РИА Новости выступала доцент кафедры народонаселения экономического факультета МГУ Ирина Калабихина, которая привела интересные данные. В СССР, где существовали квоты (30%) на представительство женщин во власти, примерно такую долю во власти женщины и занимали. После распада Союза уровень нашего участия в политике упал до 10-13%.
Вот и спрашивается, девочки дорогие, а не пора ли нам вернуть свою долю себе? Не пора ли настоятельно требовать от государственных мужей развития практики позитивной дискриминации? То есть ущемления в правах мужчин для выравнивания гендерной асимметрии.
Посудомойка? Кухарка? Дамы в призме рекламы
Считается, правда, что для женщины важна не столько работа, сколько семья. И на это тоже есть много статистики. Но не буду вас мучить, хотя для меня, например, очень показательным является факт, что женщины, особенно не самого юного возраста, реже, чем мужчины вступают в повторный брак.
История типичная, которую, кстати, переживали многие мои подруги. Мужчина после развода – свободный человек, женщина – мать. Да еще находятся такие красавцы, которые не только очень быстро женятся и заводят новых детей, но еще и не позволяют бывшим женам устроить свою жизнь. Одна моя приятельница, которая нашла свое новое счастье за рубежом, много лет не может получить от экс-мужа разрешение на то, чтобы вывезти ребенка.
На роль, которую отводят женщине в семье и обществе, интересно посмотреть через призму рекламы. Она в этом случае точно не врет, поскольку имеет адресную направленность на потребителя.
И вот он настал, этот славный день. С утра мужчина в кои веки поднимается раньше, бежит (или не бежит, а идет, или не идет вовсе) за цветами, потом почеркнуто долго и демонстративно надевает фартук, суетится у плиты. Она просыпается, давится подгоревшей яичницей и вытирает слезы умиления. Как же? Ведь она такая счастливая.
Но включаем рекламную паузу – время мыть посуду. Тут утомленного завязыванием фартука мужа, вдруг осознавшего, сколь неприятна эта обязанность, пронзает мысль: "Ты – женщина (это в адрес жены, естественно), а не посудомойка". Так на кухне материализуется посудомоечная машина.
Кстати, прозрение, что она – не посудомойка, приходит и к дамам в рекламных роликах. Например, если она вдруг понимает, что дочка скоро вырастет и перестанет так сильно, как в раннем детстве, нуждаться в общении с мамой. Вариаций, кстати, много. Я (или ты) – не посудомойка. Поэтому возьми этот агрегат и облегчи свое кухонное рабство.
Где при этом папа? Вопрос риторический.
Подарок по хозяйству
Вот еще один шедевр. В преддверии 8 Марта мачо всего российского кино Гоша (почему в его возрасте – и Гоша?) Куценко собирает вокруг себя кружок мужчин, на лице которых усталость от поиска подарков дамам. "Что хотят женщины?" – вопрошает актер, который в отличие от Мела Гибсона не стал жертвой фена в ванной в процессе примерки на себя дамской участи.
Далее следует поток язвительных предположений, которые даже человеку с юмором кажутся натянутыми и хамоватыми. Что-то из серии "сама не знаю". Прямо квинтэссенция представления о женщине как вместилище кипящих гормонов, которые не позволяют ей определиться даже со своими желаниями, а лишь изводить любимых своими капризами.
Зато Гоша Куценко все знает. Обведя победным взглядом своих непутевых собеседников, делится он своим откровением: "Женщины хотят большего". И тут же заставка – купи блендер и получи бонусные баллы на другую покупку.
В общем, мужчины снова пришли к выводу, что больше всего на свете мы хотим получить к празднику какую-нибудь полезную вещь по хозяйству. А лучше две вещи, что больше, чем одна.
На нас, девочки, рассчитана реклама продуктов ("А сегодня мама готовит наш любимый…"), в том числе детского питания, лекарств, памперсов, стиральных порошков. С последними в рекламных роликах к нам приходят прямо на дом, предлагая вызволить вещи из домашнего заточения, или мы сами после работы тащим огромные эконом-упаковки с просьбой придумать что-нибудь полегче. И вот волшебство – порошок-концентрат, который отстирывает так же, но его куда проще дотащить до дома.
И не дай Бог оставить мужчину наедине с этим концентратом. История обычно такая: за детьми папа присматривал так хорошо, что они угваздали любимое платье родительницы до степени "можно использовать в качестве половой тряпки". Но наш герой не сдается. Он смотрит на средство для стирки, как на что-то с другой планеты, а потом просто звонит своей матушке с вопросом, а как его использовать. "Положи платье в стиральную машину и прямо туда таблетку с концентратом", – объясняет женщина. А вы говорите – бином Ньютона.
Таких примеров, когда реклама, которая в чем-то правдивей речей с трибун, обращается к женщине и отводит ей роль работающей домохозяйки, множество. Напоследок не удержусь и припомню любимый шедевр: мать семейства откуда-то приходит и находит на диване изможденного супруга. Его отчет – дети заболели, но все в порядке, ибо "мазью накормил, вареньем намазал, таблетками подышали". Занавес.
Большая часть рекламы направлена на женский пол. И не потому, что мы более впечатлительны. Скорей, это свидетельство того, что именно дамы принимают основную часть решений. И тут вспоминается чудесная зарисовка кого-то (не помню, кого конкретно, да и не суть важно) из юмористов, которая пусть и утрировано, но описывает разделение обязанностей.
Пусть женщины занимаются мелкими проблемами – как накормить, чем напоить детей, во что их одеть и обуть, как воспитать и образовать. А вот вопросы глобальной важности – каких игроков выставлять на ЧМ по футболу и стоит ли сворачивать ядерное вооружение – мы им не отдадим.
Есть такое расхожее выражение, что женщина должна быть кухаркой на кухне, королевой в гостях и, как бы помягче сказать, гетерой в постели. Источник происхождения вполне понятен – мужчина хочет получать от общения с дамой приятное и в то же время ей гордиться.
Так вот, хорошо бы донести до наших любимых и дорогих представителей сильного пола, что мы тоже хотим и получать удовольствие и гордиться. Причем и ими, и собой. И только тогда можно переименовывать Международный женский день в праздник, отмечать который вумен-прайдом. Куда мы явимся на шпильках, в балетках, джинсах, вечерних платьях – кому как удобно и приятно – чтобы отметить день нашей женской гордости.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции