МОСКВА, 7 мар — РИА Новости, Елена Чишковская. Премьера оперы Беллини "Сомнамбула" в постановке итальянского режиссера Пьера-Луиджи Пицци состоялась на Новой сцене Большого театра в среду.
В репертуаре Большого этот шедевр бельканто отсутствовал 121 год. Вернуть его на столичную сцену взялись режиссер, художник Пьер-Луиджи Пицци и дирижер Энрике Маццола.
Пицци не скрывал, что, создавая российскую "Сомнамбулу", он черпал вдохновение в пьесах Чехова. "Кажущаяся простота" — так охарактеризовал стиль спектакля его автор, одевший дам и господ в костюмы чеховской эпохи и поместивший их в пасторальную идиллию, главным элементом которой стали русские белоствольные березки.
Впрочем, на реалистичность и историческую достоверность ни костюмы, ни декорации не претендовали — условность атмосферы была задумана режиссером, а потому абсолютно не смущала. И такие явления, как, например, резкая смена лунной ночи на солнечный день, вовсе не выглядела странной по той причине, что для режиссера главным было не соблюдение формальностей, а ощущение прозрачности и сердечной лиричности этой немудреной любовной истории.
С артистами Пицци провел колоссальную работу, заставив хор (а он в "Сомнамбуле" трактован в духе греческих трагедий — комментирует события, одобряет, порицает и выражает общие эмоции) быть милейшей толпой провинциальных жителей — то беспечно веселящихся на природе, то бесцеремонно сующих нос в чужую спальню.
Посмотрите фотоленту: Сон среди березок: опера "Сомнамбула" в Большом театре >>
Позаботился режиссер и о солистах: все мизансцены были выстроены таким образом, что каждому из артистов было максимально комфортно петь их сложнейшие партии. На певцов сделал ставку и дирижер Энрике Маццола — оркестр под его управлением не затмевал вокалистов, был аккуратным и элегантным, но при этом звучал живо и непосредственно.
Все это способствовало успеху спектакля, но, конечно, главной его составляющей были превосходные певцы, без которых опера бельканто вообще теряет всякий смысл.
Открытием вечера стал южноафриканский тенор Колин Ли — обладатель сильного, сочного и очень светлого по тембру голоса, который, несмотря на акустические проблемы Новой сцены ГАБТ, был слышен во всех, даже самых отдаленных, уголках зала. Свою партию, изобилующую украшениями и верхними нотами на грани невозможного, он провел с блеском, не выходя при этом из роли искреннего и трепетного влюбленного Амины Эльвино.
Не обманула ожиданий и исполнительница главной роли американка Лора Клейкомб. И хотя ее голос не изобиловал тембровыми красками и звучал местами глуховато, техническое мастерство, точность интонации и владение стилем итальянского бельканто в значительной мере компенсировали возможные недостатки.
Интересные работы представили и другие исполнители — бас Николай Диденко, сопрано Анна Аглатова, бас Петр Мигунов.
Возвращение "Сомнамбулы" прошло с триумфом — зал дружно аплодировал всем без исключения участникам действа и его создателям.
На фоне драматических событий, происходивших вокруг балета Большого в последние дни, эта постановка, наполненная лирической поэзией и прекрасным пением, стала гимном чистому искусству, ради которого зрители и приходят в театр.
Премьера оперы Беллини "Сомнамбула" состоялась в миланском театре Каркано в марте 1831 года и прошла с оглушительным успехом. В Большом театре опера впервые была поставлена через шесть лет — в 1837 году. Затем ставилась в 1853, 1867 и в 1891 годах. С января 1892 года "Сомнамбула" ни разу не звучала в Большом театре.