С Ольгой Лобастовой мы познакомились еще осенью 2008 года. Основатель и бессменный директор кировской компании "Летучий корабль", она приехала тогда в Москву для участия в церемонии вручения Национальной туристской премии им. Ю.Сенкевича. И вернулась в Вятку лауреатом в номинации "За развитие детского и юношеского туризма". Через два года я вновь встретил Ольгу на вручении той же премии - Центр активного отдыха "Летучий корабль" стал дипломантом уже в номинации "Лучший туроператор в области въездного и внутреннего туризма". Ну а решающим поводом для обстоятельной беседы с хозяйкой столь активной и успешной компании стало проведение "Летучим кораблем" в середине мая минувшего года Первых Всемирных сказочных игр. И вот наконец-то мы сидим с Ольгой в одной из кафешек на территории РИА Новости по окончании очередной церемонии вручения - это уже стало традицией! - на сей раз премии "Серебряный лучник". Неугомонный "Летучий корабль", прорвавшись сквозь сито регионального конкурса, вошел в шорт-лист номинации "Лучший проект в области развития и продвижения территорий". Конечно же, со своими Сказочными играми. Ольга немного расстроена, что не удалось победить, а я успокаиваю ее философскими рассуждениями об относительности и субъективности в определении лауреатов любого рода премий…
- Знаешь, едва ли стоит огорчаться уже по той простой причине, что вы представляете регион, находящийся совсем в другой "весовой категории" по сравнению с победившей Якутией. Зато благодаря бурной деятельности "Летучего корабля" многие в принципе, и не только в России, узнали про Кировскую область.
- Да, ты прав, конечно. Но все равно считаю, что наши Сказочные игры заслуживали победы! Пиар-эффект получился очень мощным, причем действительно для всего региона. И каких усилий и средств нам это стоило, если бы ты знал…
- К этому мы обязательно вернемся, тем более что не за горами уже и Вторые Сказочные игры. Но давай по порядку - очень хочется узнать, как создаются и развиваются такие удивительные компании, как ваша. Итак, ты помнишь, как все начиналось?
- С большого и очень сильного желания реализоваться в том, к чему душа лежит. Да и конкурентная среда имела важное значение. Когда мы начинали бизнес, в Кирове уже было очень много турфирм, работающих на выезд. В условиях такой конкуренции, не имея ни приличного офиса, ни средств на рекламу, ни опыта продаж, ни значительного опыта собственных поездок по миру, шансов привлечь клиентов у нас не было. А активным и детским туризмом я занималась всю жизнь, только в бюджетном или самодеятельном формате. Эта ниша в турбизнесе Кирова была свободна.
Вот и решили несколько лет назад объединить усилия с группой единомышленников и всерьез заняться организацией детского и семейного отдыха. Активного, позитивного, радостного. Приносящего радость всем, кто в нем участвует - нам самим, непосредственным организаторам, и нашим клиентам.
Долго размышляли над названием, устраивая один за другим мозговые штурмы, но выбрали единогласно. "Летучий корабль" - это ассоциация с русской сказкой, креативом, полетом, динамикой. Оно точно отражает наш подход к любому делу - легкий и творческий. И при этом ответственность и честность во всем, стремление к высшим идеалам, если угодно. Сегодня это принято прописывать в разделе "миссия компании". А у нас это неписанное правило, само собой разумеющееся. Людям с иными представлениями просто неуютно на борту "Летучего корабля".
Кстати говоря, 1 февраля этого года мы отпраздновали шестилетие со дня создания компании. В нашей команде уже тогда, в 2007-м, подобрались педагоги по призванию, и мы с удовольствием занимались экскурсиями по Кирову, области и ближайшим регионам. В каждую экскурсию помимо познавательного аспекта и сухой информации добавлялся какой-то интерактив, игра, и это выгодно отличало нас от других. В кировских школах уже знали, что наша команда проведет экскурсию так, что дети получат новые впечатления, позитив, сдружатся. И на нас стало работать сарафанное радио - самая лучшая реклама.
- Как шло развитие бизнеса в не самом благоприятном и раскрученном в плане туризма регионе?
- В самом начале мы только в очень смелых мечтах представляли потоки иногородних туристов. Ставку делали на кировчан - детей и их родителей. Придумали и обустроили для них нехитрым образом "Дачу Деда Мороза".
Из нее постепенно вырос и самый любимый проект, локомотив нашего бизнеса - "Заповедник сказок", который достаточно быстро стал популярным в Кирове.
Но для того, чтобы люди, побывав один раз, захотели приехать вновь, нужно менять программы, декорации, костюмы, сценарии и спецэффекты несколько раз за сезон. Как правило, у нас три больших программы в год. Это сложно, затратно, но безумно интересно и дает нам огромный простор для творчества. Сложность еще и в том, что перед каждым новым проектом мы должны спрогнозировать примерное количество групп, которые к нам приедут, дабы затраты были экономически эффективны. Когда сформировался стабильный поток кировских групп в "Заповедник сказок", стало ясно, что этот проект может быть интересен и туристам из других городов. То есть мы создали уникальный и привлекательный турпродукт.
А наш и правда нераскрученный в плане туризма город как будто только и ждал, когда приедут туристы. Мы многое делали, чтобы их привлечь. Участвовали в московских выставках, где на нас долго смотрели, как на пустое место: "Киров - это где?". Добиться внимания столичных туроператоров не удавалось, хотя у себя мы часто создавали информационные поводы и приглашали местные телеканалы, газеты, порталы, получая таким образом бесплатный пиар. Сделать мероприятие, о котором будут говорить не только местные СМИ, оказалось не так уж трудно.
- Неужели?! Многие регионы только мечтают об этом, тратя большие средства на брендинг.
- Свадьба Кикиморы и Домового, на которую 15 мая 2011 года приехали сказочные герои из пяти регионов, прошла очень весело и ярко. Забавная тема, яркие кадры. Публикации в центральных СМИ, упоминания в эфире федеральных каналов, на многочисленных сайтах - мы заставили о себе говорить! Мероприятие делалось силами и средствами "Летучего корабля", без поддержки властей. Но в гости к нам приехал губернатор, и это, конечно, очень помогло.
- Так именно свадьба Кикиморы стала мостиком к организации Игр?
- Совершенно верно. После ее успешного проведения мы призадумались: "А что бы такое свеженькое организовать?". А поскольку в "Заповеднике сказок" мы за несколько лет уже отработали определенные анимационные технологии, то и решили "выстрелить" по-настоящему масштабно. Чтобы к нам приехали сказочные герои не только из пяти ближайших регионов, а со всей страны и из-за рубежа.
Особо подчеркну, что идея была наша, и в этом не может быть никаких сомнений. Печально, когда некоторые деятели, однажды придумав нечто, связанное со сказочной тематикой, пытаются затем "приватизировать" вообще все, что имеет хоть какое-то отношение к сказкам и сказочным героям. И превращаются тем самым в современных полканов, пытающихся выдать чужое за свое. Ну да Бог им судья!
Итак, когда большинство гостей подтвердили свое участие, идею поддержали городские и областные власти. Только, к великому сожалению, "Летучий корабль" за свою работу денег не получил. На свадьбу Кикиморы мы потратили 150 тысяч рублей. А при организации Игр только прямых затрат мы понесли уже на миллион. Для небольшой компании, работающей исключительно на рынке внутреннего туризма, это очень большие деньги.
Между тем сами Игры прошли для первого раза просто замечательно - ну, ты же видел, согласись! К нам приехали сказочные персонажи из Болгарии, Италии, Франции, Голландии и Белоруссии, из 20 регионов России. А в городе зрителями и участниками действия стали не менее 20 тысяч детей и взрослых.
- На мой взгляд, после Игр очаровательная Кикимора Вятская может считаться самостоятельным региональным брендом, а Киров имеет все шансы именоваться Сказочной столицей России!
- Да, пожалуй, ты прав. "Летучий корабль" внес свою лепту в улучшение имиджа региона и его столицы, и не просто привлек внимание, а серьезно увеличил турпоток. Так что предпосылки для гармоничного государственно-частного партнерства в нашем случае, на мой взгляд, очевидны.
Однако далеко не все так радужно, как может показаться. О потраченных нами средствах я уже сказала. Но главным остается вопрос дальнейшего функционирования "Заповедника сказок" на территории Заречного парка. Дело в том, что он имеет местный природоохранный статус, множество нерешенных проблем с межеванием и т.д. И все наши постройки там формально временные. Два раза мы переживали угрозу сноса. Три года назад прокуратура уже попыталась оспорить законность нашей деятельности в "Заповеднике". Прошли шесть заседаний, стоивших нам столько нервов… Но общественность решительно встала на нашу сторону. Ну, в самом деле: когда компания зарекомендовала себя не просто социально-ответственной, но и приносящей реальную пользу всему городу и региону, разве можно лишать ее фундамента этой деятельности?! Сколько мы ни обивали чиновничьи пороги с просьбой положительно решить земельный вопрос, воз и ныне там. В итоге, мы ежегодно продлеваем соглашение с администрацией города о совместном использовании территории "Заповедника сказок" в рекреационных целях, и в конце каждого года переживаем: а продлят ли этот и без того юридически слабый документ еще на год?
Город в лице главы сейчас вроде и готов говорить о многолетнем соглашении с нами, но просит представить примеры подобного государственно-частного партнерства. Везде и у всех спрашиваем, но пока обнаружить таковых в нашей огромной стране не можем.
- Словосочетание насколько нынче модное, настолько же и малосодержательное по существу. Может, очередные Сказочные игры помогут найти решение проблемы, ведь без вас их не провести…
- А с ними вообще все интересно получается. Есть такое понятие "инициатива наказуема", которое родилось в советские времена и потому добрым его не назовешь. Потому что по смыслу оно совпадает с эксплуатацией энтузиазма - ну, раз вы взялись за это дело, то и тяните его! Вот такая ситуация сейчас складывается с Играми. Мы изначально считали, что проводить их надо не чаще раза в два года, Олимпиады неслучайно вообще раз в четыре года проводят. Но раз губернатор уже объявил публично, что в конце мая - начале июня Игры снова пройдут в Кирове, то вопросов нет. Кроме одного, принципиально важного для нас: почему опять во многом за наш счет?! Дело в том, что ответственные за этот проект чиновники уже весьма недвусмысленно нам предлагают серьезно вложиться в организацию новых Игр на абсолютно невыгодных для нас условиях.
А ты говоришь, поддержка малого и среднего бизнеса! За все годы мы получили от государства в виде субсидий 200 тысяч рублей. При этом лишь по итогам 2011 года заплатили налоговых отчислений во все бюджеты 750 тысяч рублей. Да, существуют разные программы поддержки предпринимательства, но мы никак не можем ими воспользоваться. Вот нужен нам был еще один автобус, планировали лизинг, но не получилось - купили своими силами подержанный, но отличный автобус. И так во всем, а преференций никаких.
- Вот так быль и явь на фоне сказки! Как ты в таком случае оцениваешь перспективы развития компании?
- Всегда хочется надеяться на лучшее, на здравый смысл и поддержку тех людей, которые адекватно оценивают значимость нашей деятельности и реально, а не только на словах готовы помочь. Потому что мы не мыслим себя без дальнейшего развития нашего дела, а это преимущественно завязано на "Заповедник сказок". Мы не занимаемся просто приемом и размещением, экскурсионной деятельностью. А многим, оказывается, непонятно, что внутренний туризм у нас в стране пока вообще дело малоприбыльное, а в таком формате, как наш, особенно.
Вдвойне обидно стоять на месте и тратить время на ожидание решения сверху, когда наша востребованность растет как на дрожжах! Январские каникулы мы отработали на грани физических возможностей, в отдельные дни принимали до пяти групп иногородних туристов одновременно. С нами начали работать известные московские туроператоры, впервые за все время появились сборные группы. География инкаминга тоже динамично расширяется: Нижний, Пермь, Йошкар-Ола, Ижевск, Екатеринбург, Котлас, Красноярск и даже Северодвинск.
- Раз уж пошла речь о дне сегодняшнем, то расскажи подробнее, что представляет собой компания!
- "Летучий корабль" сейчас - это фирма, имеющая пять разных направлений работы, дополняющих друг друга. Во-первых, это прием в Кирове детских, взрослых и сборных групп. Во-вторых, детский отдых - наш любимый проект "Заповеднике сказок" и все чудеса, что в нем происходят! За год его посещает около 30 тысяч человек.
Когда-то родители, сопровождающие детей на наших детских программах, сказали: "Здорово! А сделайте для нашей фирмы также!" И мы занялись организацией корпоративного отдыха. Конференции, свадьбы, презентации - постепенно осваиваем все новые направления.
Все лето мы занимаемся организацией байдарочных и рафтовых сплавов по рекам Кировской области. Путевки разлетаются на ура, практически весь сезон - стопроцентная загрузка флота. У нас лучшие инструктора, которые создают праздник жизни. Здесь очень полезен опыт, полученный на детских праздниках или корпоративах.
Конечно, работаем и как турагенты, продавая туры за пределы Кировской области, но это направление пока не очень активно развивается. Все-таки нас в городе ассоциируют с внутренним туризмом. Зато сотрудников отправляем в разные страны - мы много путешествуем.
Остались в прошлом времена, когда "Летучий корабль" шил костюмы из занавесок и мастерил декорации из спанбонда. Сейчас у нас хорошая материальная база: офис с видом на набережную Вятки, два пассажирских автобуса, две машины и два снегохода - прямо по доктору Шпаку, потому что нажито действительно непосильным трудом! Огромное количество современного реквизита, аппаратуры, костюмов, снаряжение для сплавов на 100 человек. Сложились хорошие партнерские отношения с гостиницами, музеями, СМИ и, самое главное, - мы имеем постоянный и неуклонный рост по всем направлениям. А значит, делаем востребованный продукт. Достаточно почитать отзывы, где нас нередко сравнивают по эмоциям от посещения с парижским Диснейлендом. И мы всегда превосходим ожидания тех, кто приезжает впервые. Это правда.
Мы крепко стоим на ногах. А чтобы идти дальше, необходима та самая уверенность в завтрашнем дне, без которой расширяться просто рискованно.
- Помнишь слова заключительной песенки в мультфильме "Летучий корабль"?
- Конечно! "Ах, в сказке победило вновь добро, Хоть зло коварно было и хитро, Ах, если б было так всегда, Какая жизнь настала бы тогда!" Согласна, что завершать надо на оптимистичной ноте, тем более что наша команда на 100% состоит из оптимистов. Только это и дает нам силы. И мы верим только в лучшее!
Беседовал Олег Мосеев