Владислав Бирюков, РИА Новости.
Apple потеряла титул самой дорогой корпорации мира, а капитализация компании по итогам биржевых торгов в понедельник упала ниже психологически значимой отметки в 400 миллиардов долларов.
Для аналитиков это стало очередным поводом поспорить, переживает ли империя Стива Джобса системный кризис, или речь идет просто о капризах переменчивого рыночного флюгера. Казалось бы, экспертам нетрудно объяснить причины происходящего – мол, ничего особенного не происходит. Но вера во всемогущество детища Стива Джобса подорвана, и вот почему.
Негативный тренд сохраняется
Действительно, ничего трагичного для Apple сейчас не произошло. И в чехарду с нефтяным гигантом Exxon Mobil на финансовом олимпе Apple раньше уже играла, последний раз — всего месяц назад. И снижение курса акций в понедельник было небольшим – всего на десять долларов или 2,4%.
Проблема только в том, что негативный тренд сохраняется уже пять последних месяцев. С прошлогоднего сентябрьского пика, когда компания в зените славы представляла iPhone 5, акции Apple просели примерно на 40%.
В ноябре прошлого года тревожный разговор о будущем Apple уже заходил – тогда капитализация упала ниже 500 миллиардов. С тех пор за три с половиной месяца потеряно еще 100 миллиардов долларов – что же ждать дальше? Покупать неслыханно подешевевшие бумаги былого фаворита или, наоборот, сбрасывать, пока они еще чего-то стоят?
Верного ответа, как всегда, не знает никто. По большому счету, у Apple, как и раньше, все хорошо: корпоративная машина трудится на всех парах, iPhone и iPad на прилавках не залеживаются, финотчеты выглядят вполне прилично, свободных средств хоть отбавляй.
Слухи о падении продаж, сокращении объемов производства и других напастях ходят, но когда и о ком их не было?
Отчего же они падают?
Для объяснения нынешнего спада есть несколько разумных тезисов.
Первый – рост конкуренции. В течение нескольких лет продукция Apple была безусловным ориентиром для соперников, как бы последние ни тщились это опровергнуть.
Теперь же складывается ощущение, что Apple приходится тянуться за конкурентами, успевающими подхватить актуальные тренды раньше неповоротливой в своем перфекционизме "яблочной империи". Наглядное тому подтверждение – рост диагонали дисплея iPhone и выпуск iPad mini.
Второе объяснение – инвесторов пугает неопределенность. Раньше Apple как исправный часовой механизм в положенное время "выдавала стране угля". То есть летом новый iPhone, весной новый iPad – и каждый, может, и не революционно, но заметно интересней предшественника. Плюс раз в несколько лет компания переизобретала что-то принципиально новое, "взрывавшее" рынок. В 2001 году – музыкальный плеер, в 2007-м – смартфон, в 2010-м – планшет.
Сейчас привычный график сбился. Новый iPhone получаем осенью. iPad – тоже осенью, будет ли обновление весной – непонятно. Конвейер инноваций тревожно пустует, несмотря на постоянно освежаемые слухи о телевизорах и часах с надкушенным яблоком. Может и правда с потерей Стива Джобса в механизме что-то поломалось?
И, наконец, третье и самое простое объяснение – ничто не вечно. Акции Apple девять месяцев росли, теперь падают. Когда-нибудь опять пойдут в рост, остается только дождаться.
Есть и другие тенденции
Как нетрудно заметить, все эти аргументы малополезны в прогнозировании ближайшего биржевого будущего. Флюгер может повернуться в любую сторону, и не всегда на то будут рациональные причины.
Вот только все меньше аналитиков и инвесторов верят в то, что акции Apple пробьют тысячедолларовую отметку. А вера, что бы ни говорили скептики и рационалисты, бывает материальна, особенно в таких тонких материях.
И еще один любопытный момент. Акции Google — другого фаворита технологического рынка и по совместительству конкурента Apple — с ноября прошлого года уверенно растут и сейчас находятся на рекордной для компании отметке.
Опять тенденция?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции