Наталия Григорьева
В столичном кинотеатре "Художественный" 6 марта стартует фестиваль "Из Венеции в Москву" - уникальный шанс увидеть фильмы, которые были показаны в рамках или вне конкурса Венецианского кинофестиваля-2012 и которые, вполне возможно, так и не доберутся до экранов российских кинотеатров. В программе – исключительно итальянские картины, снятые как признанными мастерами, так и режиссерами-дебютантами. Драмы, комедии, документальные и короткометражные ленты о любви, дружбе, прошлом, будущем и, конечно, о мафии. Киносмотр продлится до 12 марта. Самые интересные показы и события - в гиде проекта Weekend РИА Новости.
Откроет фестиваль картина "Это сделал сын" (E stato il foglio, 2012), завоевавшая в Венеции целых три награды. Эта, то ли драма, то ли комедия – своего рода сатирическое изображение обитателей юга Италии и всех возможных связанных с их жизнью стереотипов. От случайной пули, выпущенной во время одной из мафиозных разборок, погибает маленькая дочь Николы Чирауло, главы большой семьи из Палермо. В качестве компенсации родители получают от бандитов приличную сумму денег, которую тут же пускает в оборот - родственники начинают жить на широкую ногу и, конечно же, в мгновение ока спускают все свое состояние и более того оказываются в долгах. У той же мафии.
6 марта, 19.30
10 марта, 21.00
The Hollywood Reporter: Абсурдность этой отвратительной истории могла бы превратить ее в социальное кино, если бы хоть кто-то из персонажей обладал малейшими признаками человечности. Они сами – источник всех своих бед, люди, которые покрывают живущих по соседству мафиози и позволяют детям играть с оружием. Если бы можно было отбросить политкорректность и уделить больше внимания персонажам с их мечтами и желаниями, помещенными в узнаваемый эмоциональный контекст, фильм получился бы сильнее.
Режиссер предыдущего фильма работает в кино еще и в качестве оператора, доказательство тому – лента "Спящая красавица" (Bella addormentata, 2012), отмеченная в Венеции двумя призами. Одну из главных ролей в картине сыграла Изабель Юппер, а представлять ленту в Москве будет лично режиссер Марко Беллоккио. Тему для своего фильма автор отыскал в реальной жизни, а точнее в противоречивой истории Элуаны Энгларо, 17 лет находившейся в коме и умершей после того, как родственники отключили ее от аппарата жизнеобеспечения – несмотря на протесты церкви и правительства. Вместе с многочисленными сторонниками и противниками эвтаназии режиссер пытается на примере нескольких своих героинь разобраться в этой непростой этической проблеме, так остро обсуждаемой в последние годы, и, возможно, ответить на вопрос: где проходит грань между убийством и избавлением от страданий, и есть ли вообще эта грань?
6 марта, 21.00
12 марта, 19.00 (встреча с Марко Беллоккио)
The Hollywood Reporter: Режиссер Марко Беллоккио рассказывает три истории на столь животрепещущую тему эвтаназии, превращая итальянскую национальную трагедию в увлекательное зрелище для искушенной публики. Фильм задуман так, что не дает никаких прямых ответов, однако в данном случае в этом нет необходимости, так как цель режиссера не убедить зрителя в чем-либо, а обратить его внимание на ситуацию в современном итальянском обществе.
Еще одним гостем фестиваля станет режиссер Паскуале Шимека, который привезет в российскую столицу свою картину, а компанию Шимеке составит продюсер Линда ди Дио. Зрители увидят короткометражку "Интернат имени Фальконе" (Convitto Falcone, 2012). Одиннадцатилетнему герою Антонио предстоит учеба в школе для одаренных детей, однако испытанием для мальчика оказываются не сложные домашние задания, а необходимость научиться быть порядочным и честным человеком. В качестве примера послужит Джованни Фальконе, чьим именем названо учебное заведение – сицилийский герой, погибший в борьбе с мафией.
Документальная лента "Каким я хочу видеть свое будущее?" (Como voglio che sia il mio futuro, 2012) стала результатом сотрудничества режиссеров Маурицио Заккаро и Эрмано Ольми – обладателя трех наград Каннского кинофестиваля, в том числе "Золотой пальмовой ветви" за "Дерево для башмаков" (1978). В 2011 Ольми - воистину живой классик итальянского кино - представил в Венеции фильм "Картонная деревня", в 2012 – новую работу, над которой трудился 5 лет, беседуя со студентами со всей Италии и расспрашивая их о мечтах и надеждах. Маурицио Заккаро, ставший соавтором Ольми, собрал эти интервью в одно целое: в итоге вышло масштабное социальное исследование и высказывание о современной Италии и о том, что ждет ее в будущем.
8 марта, 19.00
Обладатель семи наград Венецианского фестиваля, в то числе приза ФИПРЕССИ, фильм "Антракт" (L'Intervalo, 2012) – дебют документалиста Леонрадо ди Костанцо в игровом кино. Действующие лица этой экзистенциальной драмы – молодые парень и девушка, не по доброй воле оказавшиеся вдвоем в замкнутом пространстве. Сначала дерзкая Вероника впала в немилость у одного из членов Каморры, и тот запер ее в заброшенном здании на задворках Неаполя. А потом появился Сальваторе – местный продавец мороженого, подчиняющийся тому же мафиози и по его приказу вынужденный сторожить пленницу. Постепенно герои, поначалу не доверяющие друг другу, сближаются, делятся самым сокровенным – оказывается, что между двумя подростками много общего. Помимо отношений молодых людей, фильм не обходит стороной и все еще сильно волнующую итальянцев и в особенности неаполитанцев деятельность Каморры – неудивительно, учитывая, что один из сценаристов фильма, Маурицио Брауччи, работал над небезызвестным фильмом "Гоморра" Маттео Гарроне.
8 марта, 21.00
12 марта, 21.00
Журналистка, писательница и режиссер Сильвиа Джиралуччи на фестивале в Москве свой режиссерский дебют – документальный фильм "Касаясь стены" (Sfiorando il muro, 2012). Эта история как нельзя более личная для автора фильма: Сильвиа рассказывает о своем отце, правду о котором она узнала уже будучи взрослой женщиной. Фашист Грациано Джиралуччи погиб в одном из терактов, организованных Красными бригадами в начале 70-х, и теперь, спустя почти 40 лет на экране всплывают детские воспоминания о тех событиях, которые должны помочь справиться с личной травмой и стать частью исторического исследования.
Вслед за этим состоятся показы двух короткометражек: игровой под названием "Зал" (La sala, 2012) режиссера Алессио Джанноне и документальной - "Клариссы" (Clarisse, 2012) Лилианы Кавани. Первая картина – пристальный, детальный взгляд на свадебный ритуал со всеми его торжественными, трогательными и, конечно, неловкими и неуместными моментами. Вторая, как можно понять из названия, посвящена "клариссам", монахиням женского францисканского ордена. Интервью с ними получились удивительно непосредственным, а говорят героини как о боге и религии, так и о повседневной жизни. Лилиана Кавани – автор номинировавшихся в разные годы на "Золотую пальмовую ветвь" фильмов "Франциск" (история Франциска Ассизского с Микки Рурком в главной роли) и "Шкура" (об Италии в конце Второй мировой войны с Марчелло Мастрояни) – в 2012 году была удостоена в Венеции особого упоминания.
10 марта, 19.00
Ближе к концу фестиваля свою работу – фильм "Эквилибристы" (Gli equilibristi, 2012), удостоенный приза Пазинетти, - представит режиссер Ивано Де Маттео. Главный герой этой трагикомедии – ничем не примечательный 40-летний женатый мужчина и отец двоих детей Джулио. Он не из тех людей, у которых каждый день происходит что-то экстраординарное, но уж если что случается – вся жизнь летит под откос в одну секунду.
11 марта, 19.00