Рейтинг@Mail.ru
В Дни IDFA показали истории о любви, сострадании и неизбежности - РИА Новости, 12.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В Дни IDFA показали истории о любви, сострадании и неизбежности

Читать ria.ru в
Дзен
Террористический акт в одной из самых безопасных стран мира, дети с синдромом Туретта и глухотой, видеозавещание молодого отца с болезнью Шарко, а также жизнь индонезийской семьи в эпоху глобализации – фильмы на эти темы первыми в России увидели гости, посетившие Дни IDFA в Москве, организованные Центром документального кино при поддержке РИА Новости и Посольства Нидерландов.

МОСКВА, 5 марта – РИА Новости, Инна Финочка. Террористический акт в одной из самых безопасных стран мира, дети с синдромом Туретта и глухотой, видеозавещание молодого отца с болезнью Шарко, а также жизнь индонезийской семьи в эпоху глобализации – фильмы на эти темы первыми в России увидели гости, посетившие Дни IDFA в Москве, организованные Центром документального кино при поддержке РИА Новости и Посольства Нидерландов. 

 

Крупнейший в мире международный фестиваль документального кино IDFA (International Documentary Festival of Amsterdam) появился в 1988 году в Амстердаме благодаря инициативе трех девушек (одна из которых – Алли Деркс – стала его бессменным директором) и за 25 лет стал самым авторитетным документальным кинофорумом в мире. В первый год его посетило 2000 человек. В прошлом году пришло уже более 200 000 зрителей, что составляет примерно четверть общего числа жителей Амстердама. Для сравнения ММКФ, показывающий не документальное, а художественное кино, в многомиллионной Москве ежегодно собирает менее 100 000 зрителей. Кроме того, как рассказали организаторы IDFA, в те 10 дней, что фестиваль продолжается в Голландии, документальные фильмы смотрят буквально все – даже по телевидению каждый вечер транслируется неигровое кино. 

 

Открыли Дни IDFA в Москве специальные гости – основатель и директор фестиваля Алли Деркс, а так же советник по культуре, науке и образованию посольства Королевства Нидерландов Тимен Каувенар. 

 

Поблагодарив создателей ЦДК за сам проект и за приглашение IDFA, Алли Деркс отметила в приветственной речи, что документальное кино не менее важно, чем кино художественное: "Все мы живем в одном мире и важно обсуждать, что в нем происходит, между собой". 

 

Организаторы IDFA также пообещали, что если в будущем году их снова позовут в Россию, они привезут более политизированные и провокативные картины. 

 

Мероприятие в Москве, как рассказала куратор проекта в ЦДК Алена Бочарова, было задумано таким образом, что каждый фильм представляет отдельную программу голландского фестиваля, конкурсную, внеконкурсную, или какое-то явление внутри самого IDFA. А советник посольства Нидерландов напомнил, что мероприятие проходит в рамках перекрестного года России и Голландии. 

 

Из Индонезии в Осло

 

Дни IDFA в Москве стартовали с фильма Леонарда Ретеля Хельмриха "Положение среди звезд" (Position Among the Stars), завоевавшего гран-при в конкурсе полнометражных фильмов в 2010 году и ставшего заключительной частью эпической трилогии о традиционной индонезийской семье, столкновении жизненных укладов и переменах в Индонезии в эпоху глобализации. 

 

Второй фильм, показанный в субботу, "Не в то время, не в том месте" представил в Москве его режиссер Джон Аппель. В прошлом году эта картина открывала фестиваль в Амстердаме. Аппель, признался, что у режиссеров в календаре IDFA считается началом года, и существует пословица: "Есть жизнь до IDFA и есть жизнь после IDFA". 

 

Фильм Аппеля посвящен трагедии на острове Утёйа. "До того, как это произошло, и до того, как я узнал об этом, у меня была задумка сделать фильм о том, как маленькие обстоятельства и решения влияют на нашу жизнь", – рассказал режиссер. Так как это лишь иллюзия, что жизнь идет в ту сторону, в которую сам человек ее направляет, задумка Аппеля состояла в том, что человек может просто оказаться в правильном месте в правильное время – и тогда перемены принесут радость и счастье, но может случиться наоборот. Взяться за разработку сюжета, основанного на событиях, в результате которых погибли дети, было нелегко, признался автор, однако самым сильным аргументом в пользу того, чтобы сделать этот фильм, был тот факт, кто трагедия произошла в одной из самых безопасных стран мира.

 

Осмысление теракта Брейвика, вызвали много вопросов у зрителей картины в Москве. В дискуссии после фильма зрительница призналась, что просмотр дался ей нелегко, и она с трудом заставила себя остаться, хотя уйти хотелось почти в самом начале. Режиссера она спросила о том, что для него лично значила эта картина и на какие вопросы он смог себе ответить. Аппель признался, что в картине "Не в то время, не в том месте" хотел показать, как по-разному люди, оказавшиеся в похожей ситуации, реагируют на нее, как отличаются трактовки одного и того же события: от экстремального стремления рационализировать произошедшее до необходимости найти этому мистическое объяснение. 

 

Понимание – с детства

 

Второй день фестиваля IDFA в Москве начался с того, что директор Центра документального кино Софья Гудкова попросила зал почтить память легендарного документалиста, автора фильма «Старше на 10 минут» Герца Франка, в советское время жившего в Латвии, а затем эмигрировавшего в Израиль. Герц Франк скончался в Ирусалиме ночью 3 марта на 88-м году жизни. В тот же день на своей странице в Facebook российский режиссер документального кино Виталий Манский написал о Франке: «Пройдет немало лет, когда от каждого столетия останется не более 2-3 имен великих документалистов. Но уже сегодня ясно — Герц Франк в этом списке XX века"

Особое место в показах дней IDFA в Москве заняли фильмы, снятые в совершенно уникальном для России жанре документального кино для детей. Программа Kids & Docs рассчитана на школьников 8-13 лет. Директор фестиваля Алли Деркс рассказала, что в Голландии документальное кино для детей очень популярно, и после показов у детей есть возможность обсудить увиденное и даже предложить свои темы для новых фильмов. Эти темы удивляют непосредственностью и натурализмом. В программе Kids & Docs в ЦДК было четыре фильма: "Голос Бенте" (Bente's Voice) – о мечте талантливой девочки стать знаменитой певицей, ее первой победе и первом провале, "Ян и его мама" (Jan's Mom) – о мальчике, который скучает по маме, сидящей в тюрьме, и целых два короткометражных фильма на тему понимания особенных детей. Последние, с учетом того, что в России инклюзия только делает первые несмелые шаги, были очень интересны не только целевой аудитории – детям, но и взрослым, которые их привели на показ. Так, например, “Звуки для Мазина” (Sounds for Mazin) рассказывал историю глухого мальчика, которому только поставили имплантат, позволяющий ему слышать. Мазин учится ориентироваться в мире звуков, выделять важные и игнорировать остальные. Но сложнее всего для него – смириться с тем, что не все его товарищи по несчастью – дети с подобными диагнозами – смогут вылечиться так же, как он.

Фильм "Летающая Анна" (Flying Anne) – о девочке с синдромом Туретта Из-за сбоя в мозгу у Анны постоянно появляются тики. Она вдруг закатывает глаза, щурится, начинает вертеться по кругу или лизать все подряд – это, как признается сама Анна, “достает ее больше всего”, потому что за 10 минут она успевает лизнуть больше 20 предметов, в основном несъедобных, например, дверной косяк или мыло. В школе Анне удается контролировать этот тик, но она очень боится, что другие дети будут смеяться и передразнивать ее, поэтому на занятиях с психологом они прорабатывают ситуацию, когда незнакомый человек увидел, как она лизнула мяч, и спрашивает, зачем она это сделала. Больше всего Анна любит летать, потому что тогда никто не видит ее странностей, но в конце концов признается, что без синдрома Туретта она не была бы собой, поэтому ничего не хотела бы в себе изменить. По окончании программы зал аплодировал.

 

Беловы и ежик

 

К специальному показу второго дня IDFA в Москве – фильму “Беловы” – в зале существенно прибавилось зрителей. Стало очевидно, что картина за 20 лет не только не потеряла своего зрителя, но к ним прибавляются новые. Фильм уже показали более чем в 100 странах мира, а во Франции он выходит в прокат. Специальный гость дней IDFA в Москве, режиссер Виктор Косаковский перед показом признался, что с момента, когда его «Беловы» выиграли сразу две престижных премии амстердамского фестиваля в 1993 году, его дела пошли в гору. Рассказал Косаковский и о том, что эта победа не только позволила ему не работать на протяжении последующих трех лет, но и надолго подружила его с фестивалем – все последующие работы Косаковского также были представлены в программе IDFA.

О самой картине документалист заметил, что ее “спас ежик”: “Я не знаю почему, но когда ежик появляется в кадре во второй раз, все зрители на всех показах аплодируют”.

Действительно, когда в кадре во второй раз появился ежик, на задних рядах, словно повинуясь условному рефлексу, зааплодировали.

Если поначалу зрители в зале смеялись над рассуждениями пьяного философа о личности и ее значении в обществе, над тем, как он инспектировал работу сестры по починке забора, то после сцены, в которой он угрожал сестре порубить ее на части за то, что она не понимает жизни, все напряглись. А когда брат замахнулся бутылкой на Анну, и по авторской задумке пропал звук, то, как только она отставила бутылку в сторону, было слышно, как зрители облегченно выдохнули.

Еще перед началом фильма Косаковский предупредил, что на вопросы зрителей отвечать после фильма не будет, так как все вопросы ему давно известны. Однако, предваряя логичный вопрос о следующих поколениях Беловых, режиссер рассказал, что действительно сначала планировал сделать фильм и о них, но история их оказалась еще печальнее той, что показана в фильме.

- Почему в мире так устроено, что женщины все тянут на себе и страдают? – спросила молодая девушка своего спутника, выходя из зала после просмотра “Беловых”.

- Откуда я знаю. Так устроена вселенская несправедливость. Надо терпеть, – меланхолично ответил он.

 

Жизнь в IDFA

Победитель IDFA 2012 "Зима Пабло" (Pablo’s Winter) в номинации "Лучший студенческий фильм», казалось, не тронул российского зрителя – когда включили свет в зале, гости выглядели растерянными. Видимо далеки от москвичей оказались проблемы шахтеров, работавших на ртутных шахтах Альмадена в Испании.

Зато сразу после показа мастер-класс по IDFA провела директор фестиваля Алли Деркс. Ее рассказ был особенно интересен начинающим режиссерам, поскольку касался структуры фестиваля и возможностей, которые открывает участие в нем. Узнав, что в аудитории есть не только режиссеры-документалисты, но и авторы художественных фильмов, Алли Деркс полушутливо заверила последних, что после мастер-класса они изменят свою профессию.

При этом она оговорилась, что в самом фестивале самое интересное для нее – не конкурс: гораздо важнее показывать кино и обсуждать его. Поэтому во внеконкурсных программах IDFA показывает фильмы, победившие на других кинофестивалях. 

Молодые режиссеры спрашивали Деркс, как попасть на фестиваль, какое будущее ждет фильм после участия в IDFA, но больше всего их интересовало, где найти спонсора. По словам основателя IDFA, будущее картины после фестиваля могут обеспечить 2500 гостей, профессионалов кинобизнеса, приглашенных на мероприятие. Также для того, чтобы обеспечить постпродакшн фильмам, организаторы придумали проект Docs for Sale. Деркс заметила при этом, что начинающему кинематографисту важно “не складывать все яйца в одну корзину”, а заручиться поддержкой двух-трех потенциальных спонсоров. 

 

Жить на пределе возможностей

 

Закрывал Дни IDFA в Москве фильм о молодом англичанине Ниле Платте "Я дышу", единственный закрытый показ которого прошел в минувшем декабре на фестивале "Артдокфест". 

 

"Я обратился в телефонную компанию, чтобы расторгнуть контракт. Они перезвонили, чтобы узнать почему. 

- Потому что я умираю. 

- А если мы предложим вам три месяца бесплатного обслуживания, это изменит ваше решение?" 

 

33-летний архитектор Нил Платт через несколько месяцев после рождения долгожданного сына узнает свой диагноз – болезнь Шарко. Генетическое заболевание, которое убило его отца, постепенно, шаг за шагом будет отнимать у него жизнь, которую он любит, пока не лишит возможности говорить и дышать. В фильме-исповеди показаны последние несколько месяцев жизни Нила, который уже не может двигаться, но еще способен говорить. Для своего маленького сына Оскара он ведет блог, ему же пишет самые важные слова в письме, дает инструкции жене о том, какие вещи сложить в "ящик памяти" для Оскара, а так же распределяет между близкими функции по воспитанию: кто должен научить его сына скалолазанию, а кто обучит летать на дельтаплане. Заключенный в своем парализованном теле, с полным осознанием, что дальше – хуже, Нил использует те немногие возможности, что у него есть, чтобы ответить на все те вопросы, которые в будущем задаст ему сын. 

 

Специальным сюрпризом показа было видеообращение его жены, записанное уже после того, как неизбежное случилось. Она говорит, что гордится своим мужем, рада, что фильм существует и что у Оскара будет возможность увидеть отца, если он захочет. 

 

Девушки выходили из зала в слезах. Но тех, кто не плакал, тоже можно понять: то, как достойно Нил Платт держится на экране, шутит, не впадает в уныние и, главное, в рамках своих возможностей делает максимум – вызывает не жалость, а сочувствие и уважение.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала