МОСКВА, 4 мар — Прайм. Деофшоризация российской экономики возможна лишь при условии снижения ее зависимости от цен на нефть, что приведет к уменьшению волатильности рубля и российского фондового рынка, сообщил агентству "Прайм" экс-министр финансов Алексей Кудрин.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
В качестве факторов, которые влияют на решение собственников выводить свои активы в офшоры, он назвал волатильность российского рубля и фондового рынка. "Все должны признать, что волатильность рубля и его зависимость от нефти очень высокая. Когда она снизится, тогда одним фактором станет больше за то, чтобы держать активы в России", — сказал экс-министр финансов.
Кроме того, у офшоризации экономики есть и другие причины: в офшоре лучше инвестиционный климат, в первую очередь уровень налогов, законодательное поле, простота административных процедур, развитая судебная система, плюс к этому добавляется получение крупного кредита под залог. В качестве примера Кудрин привел решение "Русала" перевести принадлежащие ему 25% акций ГМК "Норильский никель" из России на баланс кипрской компании, чтобы рефинансировать кредит Сбербанка на 4,5 миллиарда долларов, по которому заложены бумаги.
"В случае невыплаты кредита при обращении о взыскании на пакет заложенного имущества многим хочется, чтобы он находился вне российской юрисдикции, особенно когда это касается крупных стратегических активов. Получение такого кредита легче осуществить там", — сказал Кудрин.
Эти факторы надо проанализировать, беря курс на деофшоризацию экономики, считает Кудрин. "Задача правильная в целом, но она не может решаться административными и запретительными мерами. Это другой взгляд на инвестиционный климат: когда говорится "надо провести деофшоризацию", читаем — "мы хотим улучшим инвестиционный климат". Когда он улучшится, пропадет желание выводить активы из страны", — отметил он.
В декабре 2012 года президент РФ Владимир Путин в послании к парламенту поручил правительству подготовить комплекс предложений по деофшоризации экономики. Он заявил, что России нужна целая система таких мер, и заметил, что, по экспертным оценкам, сегодня девять из десяти сделок, заключенных крупными российскими компаниями, не регулируются отечественными законами.
В январе Минэкономразвития РФ сообщило, что предложит включить новации фискального характера по деофшоризации экономики в основные направления налоговой политики. В частности министерство предложило правительству бороться с офшорами путем включения в налогооблагаемую базу российских компаний прибыли их иностранных "дочек". В результате, убеждены в МЭР, прямолинейное использование офшорных компаний для аккумулирования зарубежного дохода не позволит их владельцам избежать налогообложения этого дохода в РФ. Иными словами, это должно простимулировать российский бизнес к возвращению из офшоров в национальную юрисдикцию России.
В феврале руководитель экспертного управления администрации президента РФ Ксения Юдаева назвала одной из основных причин ухода российского бизнеса в другие юрисдикции несовершенство российской судебной системы. По данным экспертного управления, Россия является крупнейшим поставщиком дел Лондонского международного арбитражного суда: около 12% дел приходится на российские компании, еще 4% — на организации из стран СНГ. Для решения проблемы, по мнению экспертов, проведения полномасштабной судебной реформы может не потребоваться: они предлагают создать авторитетный арбитраж на уровне Таможенного союза, а затем его практику распространять в России.