Ольга Добровидова, РИА Новости.
Третий полет космического корабля Dragon в первые дни весны мог окончательно сделать частные грузоперевозки на Международную космическую станцию рутиной. Тем интереснее, что в итоге он запомнится, пожалуй, ничуть не меньше, чем первые два — как яркая иллюстрация новых правил игры на околоземной орбите.
Космос — это трудно. Эту прописную истину неожиданно решил напомнить всему миру и своим разработчикам частный грузовой космический корабль Dragon, который в пятницу вышел на плановую орбиту и решил там и остаться — не запустилось три четверти двигателей.
Начнем с того, что это эпоха, в которой НАСА как федеральному ведомству предстоит в полной мере прочувствовать, что значит быть всего лишь "самым клевым в мире клиентом". Именно так агентство назвал Элон Маск, глава SpaceX, разработчиков корабля, с которыми НАСА подписало контракт на 12 грузовых рейсов.
Официальный представитель агентства, в прямом эфире зачитывающий твиттер Маска, на фоне абстрактных видов центра управления полетами в Хьюстоне — зрелище, надо сказать, интересное.
В первые минуты после сигналов об аварии SpaceX в своем эфире просто сказали "пожалуйста, ждите", и НАСА — видимо, за неимением записи балета "Лебединое озеро" — стало крутить повтор интервью канадского астронавта Криса Хэдфилда про кленовый сироп и фолк-музыку.
Ракета Falcon 9, как выяснилось в прошлый раз, может вывести корабль на орбиту без одного из девяти двигателей. Сам корабль, застрявший на орбите, можно за два часа "уговорить" лететь дальше — и он всего лишь на сутки опоздает на станцию.
Космос — это, конечно, все еще трудно, и хотелось бы пореже проверять на практике, какая именно ошибка может стать непростительной. Но в конечном итоге, если частные космические извозчики будут действительно чуть меньше похожи на саперов в том разделе, где говорится о праве на ошибку, то мы, пожалуй, согласны быть на борту.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции