Железнодорожный туризм - одно из приоритетных направлений развития РЖД. Итогами работы за 2012 год и перспективами развития этого вида туризма в России с корреспондентом РИА.Туризм Татьяной Пановой поделился заместитель генерального директора "Федеральной пассажирской компании" (ФПК) Андрей Калибердин.
- Андрей Геннадьевич, какое место занимает организация туристических маршрутов в деятельности ФПК?
- С одной стороны, для ФПК туризм - новое направление работы. С другой стороны, все новое - это хорошо забытое старое. Железнодорожный туризм имеет в нашей стране давние традиции. Еще в советское время функционировали экскурсионные поезда, поезда здоровья, поезда дружбы и т.д. И сегодня мы занимаемся воссозданием традиции путешествий по железной дороге. Одновременно мы выполняем указание президента РЖД (чьей "дочкой" является ФПК) Владимира Якунина, который подчеркнул, что туризм - это одно из приоритетных направлений деятельности холдинга. Мы чувствуем поддержку и полагаем, что объединение усилий на этих направлениях будет продуктивным.
- В 2012 году ФПК приступила к реализации турпроекта "Пять пятниц" - серии туристических поездов между региональными культурно-историческими центрами России в формате путешествия выходного дня. Каковы итоги первого года существования проекта?
- Этот пилотный проект мини-путешествий направлен на возрождение традиций и популяризацию железнодорожного туризма. Выезд в пятницу после работы, ночь в пути, и туристы приезжают в пункт назначения, где их ждет насыщенная экскурсионная программа. Отправление обратно вечером в субботу, и в воскресенье возвращение домой. Вокруг крупных российских центров существует огромное количество малых городов-жемчужин, где люди еще не побывали. Туристы много раз выезжали за границу, знакомы с ее достопримечательностями, но не имеют никакого представления о том, что находится рядом. А это наша история, формирующая настоящий патриотизм и чувство гордости за нашу страну.
По результатам 2012 года лидером по числу турпоездов выходного дня стала Самара, откуда состав возил туристов в Москву, Пензу, Нижний Новгород и Санкт-Петербург. Причем если первый поезд наполнялся с большим трудом, то на третий билеты были раскуплены практически полностью за две недели до отправления.
Кроме Самары в проекте по запуску железнодорожных маршрутов выходного дня приняли участие Москва, отправившая туристов в Великий и Нижний Новгород, Челябинск, предложивший поездку в Кунгур, Гродеково с туром во Владивосток и Новосибирск с маршрутом в Кондому.
За год в рамках проекта было организовано 11 поездов выходного дня по 10-12 вагонов каждый. За это время увлекательные путешествия совершили более 6,4 тысячи туристов.
- Расширится ли в 2013 году география "Пяти пятниц"?
- Безусловно. Из Самары можно будет отправиться в Москву, Кострому, Пензу, Казань, Владимир, Ярославль, Ростов, Волгоград, Пермь, Тверь, Псков, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и обратно. Из Москвы будут стартовать поезда выходного дня в Казань, Пермь, Нижний Новгород. Из различных регионов России будут ходить турпоезда в Казань. Также ФПК ведет переговоры с представителями ряда других городов России. Организация перевозок планируется на более чем 15 поездах. Всего в 2013 году в рамках проекта планируется реализовать более 6 тысяч путевок, при этом часть маршрутов будет приурочена к юбилею воцарения дома Романовых.
- Этот проект реализован ФПК совместно с туроператором "РЖД-тур"?
- Да, и в сотрудничестве с крупнейшими региональными туристическими компаниями. "РЖД-тур" отвечает в холдинге РЖД за туристические перевозки, а с турбизнесом налажена следующая модель сотрудничества: "РЖД-тур" организует перевозку по максимально выгодным ценам, гарантируя, что люди поедут в комфортных условиях - современные купейные вагоны, кондиционеры, биотуалеты и т.д. Региональные же туркомпании-партнеры на базе данной перевозки формируют новый турпродукт и продвигают его на рынке.
В стоимость путевки включены проезд туда и обратно, экскурсионное обслуживание и питание. При этом стоимость билетов на экскурсионный поезд ниже, чем на обычных поездах. Мы предоставляем удобный тариф за счет того, что поезд выкупается целиком. В результате он получается примерно на 25-30% дешевле, чем тариф при регулярном сообщении, и, например, путешествие выходного дня в купе обходится пассажиру по цене плацкарта в обычнее дни.
По опыту работы в 2012 году можно констатировать, что в увеличении турпотока заинтересованы власти практически всех регионов, с которыми мы работали. В некоторых регионах заинтересованность переросла в активное сотрудничество с "РЖД-тур". К примеру, продуктом нашей совместной работы с администрацией Новгородской области стал туристический маршрут Москва - Великий Новгород - Тверь - Торжок - Москва. В его рамках, помимо традиционного осмотра достопримечательностей, туристы стали участниками интерактивного шоу "Новгородское вече", испытали свои силы в рыцарских поединках, ремесленном искусстве, а также попробовали приготовленные по старинным рецептам блюда старославянской трапезы. В 2013 году ФПК планирует продолжить реализацию этого проекта.
- А как обстоит дело с культовым железнодорожным маршрутом для туристов всего мира - путешествием по Транссибирской магистрали?
- В 2012 году по Транссибирской магистрали было организовано 13 поездов формирования ФПК, перевезено более 4 тысяч туристов. Перевозки были организованы "РЖД-тур", которая является консолидатором заявок иностранных и российских заказчиков, таких как Golden Eagle Luxury Trains Limited, Lernidee, "Интурист" и Eurasia. Целевую аудиторию длительных круизов через всю страну составляют в первую очередь зарубежные туристы.
- Планируются ли маршруты по Транссибу для внутреннего российского туристического рынка?
- До сих пор организаторами таких путешествий выступали преимущественно иностранные туркомпании. Но уже летом 2013 года по легендарному пути проследует первый поезд, маршрут которого разрабатывался специалистами "РЖД-тур".
Новый продукт на туристическом рынке - маршрут "Императорская Россия", по которому в 2013 году мы планируем пустить несколько поездов. Он запущен в целях продвижения внутреннего и въездного туризма в Россию, приурочен к 400-летию дома Романовых и позиционируется как для российских, так и для зарубежных туристов, желающих поближе познакомиться с Россией во всей ее красоте и самобытности. Эта долгая дорога - как и история страны - соединяет Москву с Иркутском, Европу с Азией, историю с религией, культуру разных регионов с мировоззрением целых поколений.
На сегодня у нас открыты два маршрута: Санкт-Петербург - Москва - Казань - Екатеринбург - Тобольск - Омск - Новосибирск - Иркутск - Байкал и Москва - Казань - Екатеринбург - Новосибирск - Иркутск - Байкал - Улан-Удэ - Улан-Батор - Пекин. Экскурсионная программа в каждом городе построена с учетом разных периодов истории российской императорской семьи.
- Какова будет стартовая стоимость тура?
- Понятно, что это не самое дешевое удовольствие - двухнедельное путешествие будет стоить от 100 тысяч рублей. За эту цену, помимо экскурсионно-развлекательной программы как на борту поезда, так и в городах пребывания, турист получает возможность путешествовать в купейном вагоне повышенной комфортности, пользоваться вагоном-душем, обедать и проводить время в ресторанах и вагоне-баре. Если для российского рынка такая цена высока, то на международных туристических выставках продукт конкурентоспособен, поскольку цены западных компаний на подобные туры в несколько раз выше, чем наши. Учитывая разные возможности и предпочтения, туристы могут выбрать класс вагона VIP, СВ+ или СВ.
Главная задача на внутреннем рынке - минимизация стоимости турпродукта. Рентабельность поездки рассчитывается исходя из количества пассажиров на количество вагонов. И в случае увеличения спроса и составности поездов рентабельность будет выше, а цены, соответственно, ниже.
- Как я понимаю, Транссиб - отнюдь не единственное перспективное направление. География организации перевозок специальными туристическими поездами и вагонами обширна: это и Европа, и страны СНГ и Балтии, и Китай, и Монголия…
- Мы направляем наши поезда в 31 страну, и наибольшую популярность имеет самый длинный маршрут Москва - Ницца протяженностью 3,315 тысячи километров. Рекордным является и количество стран, через которые проходит поезд: Россия, Белоруссия, Польша, Чехия, Австрия, Италия и Франция. Маршрут поезда, недавно отметивший вторую годовщину, особенно популярен в летнее время. Раскупаются и люксовские вагоны, и вагоны, которые стоят подешевле. Причем люксовские купе представляют собой фактически маленький гостиничный номер, где находится большая койка, стол, душ, умывальник и туалет. Так что ехать комфортно. В 2012 году в на этом маршруте было перевезено более 9,2 тысячи человек, что превышает уровень прошлого года на 39%.
Также все большую популярность набирает поезд Москва - Берлин - Париж, который тоже является уникальным на европейском пространстве, поскольку преодолевает только в одну сторону 3,177 тысячи километров. Билеты на это направление за год приобрели 35,8 тысячи человек, причем наибольшее число пассажиров - порядка 55% - следует до столицы Германии, до Парижа - около 24%.
- Как готовится РЖД к Универсиаде, которая пройдет в Казани с 6 по17 июля?
- "РЖД-тур" совместно с дирекцией Универсиады разработали программы, которые предусматривают однодневное пребывание в столице Татарстана: прибытие в Казань утром, посещение спортивных мероприятий и участие в экскурсионных программах в течение дня, а вечером на поезд и домой. Предварительно планируется отправление специальных туристических поездов в дни проведения Универсиады из 10 городов РФ - Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Волгограда, Саратова, Перми и Кирова.