Рейтинг@Mail.ru
Пять главных спектаклей Театра имени Моссовета - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пять главных спектаклей Театра имени Моссовета

Читать ria.ru в
Дзен
Театр имени Моссовета отмечает юбилей - 90-летие. На протяжении этих девяти десятков в противоречивой неровной истории театра было много ярких вспышек, и в эти дни юбилейных торжеств хочется вспомнить хотя бы некоторые из них.

Анна Банасюкевич

Театр имени Моссовета отмечает юбилей - 90-летие. Сегодня в его репертуаре, которым вот уже почти тридцать лет руководит Павел Хомский, - почти тридцать спектаклей. А в 1923 году эта площадка, расположенная в саду "Аквариум", появилась как театр Московского губернского совета профсоюзов. Первым спектаклем была постановка его создателя С.И. Прокофьева по пьесе Леонида Андреева "Савва". "Звездные" года театра, вышедшего тогда на передовую театральной жизни столицы, связаны с именем Юрия Завадского, ученика Станиславского и Вахтангова, пришедшего сюда в 1940 году. Завадский вел за собой театр почти сорок лет, до самой своей смерти в 1977 году. Ему принадлежит заслуга воспитания целого ряда блистательных артистов, с именами которых связаны самые громкие успехи театра. Афиши театр хвастались фамилиями Веры Марецкой, Фаины Раневской, Ростислава Плятта, Николая Мордвинова. С уходом Завадского в истории театра имени Моссовета начался другой период - время Павла Хомского. За последние десятилетия биография театра пополнилась фамилиями многих ярких режиссеров разных поколений - Роман Виктюк ставил здесь "Царскую охоту", "Мой бедный Марат" Андрея Житинкина вот уже двадцать лет собирает публику, Нина Чусова работала на камерной сцене "Под крышей", поставив здесь "Шинель" и "Крошку Цахес".

На протяжении этих девяти десятков в противоречивой неровной истории театра было много ярких вспышек, и в эти дни юбилейных торжеств хочется вспомнить хотя бы некоторые из них.

"Маскарад" Юрия Завадского

Юрий Завадский ставил "Маскарад" Лермонтова дважды - сначала в 1952 году, а потом уже в 1964. В творчестве Завадского такое случалось не раз - он любил возвращаться к уже проверенным названиям, каждый раз находя в них что-то новое, неоткрытое в первой постановке. "Маскарад", пьеса со сложной театральной судьбой, ставшая достоянием сцены только спустя почти столетие после написания, в интерпретации Завадского эволюционировала от реалистической драмы в сторону романтической трагедии. Завадский, вопреки советской традиции, сдвигал конфликт от социальной сферы в сторону философии - Арбенин был жертвой не столько порочно устроенного общества, сколько внутреннего острого конфликта и разлома.

© РИА Новости, Борис Рябинин

Николай Мордвинов и Любовь Смышляева в спектакле "Маскарад"

Сам Завадский писал о своей работе 1952 года: "В работе над драмой Лермонтова "Маскарад" (1952) передо мною стояла задача создать спектакль реалистический и в то же время по-лермонтовски романтичный, который захватил бы зрителя столкновением глубоких человеческих страстей. Я хотел показать гибель одаренной личности, прекрасных человеческих качеств, неизбежную в среде светского "маскарада", где царили разврат, интриги, лицемерие".

Однако сам же добавлял: "Впрочем, сейчас в 1964 году, когда я поставил "Маскарад" как бы заново, первая редакция кажется мне вялой и тяжеловесной".

Роль Арбенина стала одной из главных работ жизни для Николая Мордвинова, ученика Завадского еще по студии. За десять лет до спектакля актер сыграл в фильме "Маскарад" Сергея Герасимова, создав яркий образ сильного, волевого, раздираемого страстями человека. Почти четверть века Мордвинов работал над этой ролью. В своих записках Юрий Завадский вспоминал о небывалой свободе Арбенина-Мордвинова, о его пламенной страсти, как ключу к созданию образа.

"Мордвиновский Арбенин - эгоист и игрок, он совершает страшное злодеяние. Но в то же время это человек с огромным талантом, с чудовищной требовательностью к жизни, к окружающим, с обостренным чувством художника. И мысли этого Арбенина - не мысли холодного резонера, а раздумья, способные перевернуть душу человека, хотя все богатство его души замкнуто выдержкой и светской дисциплиной даже тогда, когда Арбенин разговаривает в последний раз с Ниной, когда ему нестерпимо больно", - писал Завадский. 

Современники вспоминали "Маскарад" еще и благодаря знаменитому вальсу Хачатуряна, написанному специально для спектакля, и благодаря фигуре Дирижера, которую Завадский ввел в пьесу.

"Прожектор выхватывает из густой темноты дирижера. Но вы уже успели услышать первые такты музыки, прежде чем начинаете понимать, что, кажется, дирижер необычный. С орлиным носом, с "паганиниевской" копною волос, с повелительным жестом, одержимый бурею музыки... И вдруг догадались - это актер дирижирует! Это - роль! И действительно: когда сквозь черный полупрозрачный занавес начинает высветляться игорный зал, люстры, зеленый стол, столпившиеся возле него фигуры и открывается сцена - дирижер покидает пульт, палочкой показав "вступление" актерам драматического спектакля. <...> И с каждой новой сценой вы все более убеждаетесь, что дирижер- артист А. Костомолоцкий, великолепно исполняющий эту мало кому доступную роль, дирижирует не только оркестром, не только спектаклем: он дирижирует судьбами лермонтовских героев", - писал о спектакле литературовед Ираклий Андроников.

"Дальше - тишина" Анатолия Эфроса

Сценарий американского драматурга Виньи Дельмар был написан в 30-х и назывался "Уступи место завтрашнему дню". По сути, довольно банальной мелодраме, не блещущей ни литературными достоинствами, ни оригинальностью сюжета, суждено было стать одним из вершин творчества Фаины Раневской и одним из ярчайших событий жизни театра имени Моссовета. Анатолий Эфрос поставил спектакль в 1969 году, спустя почти десять лет создали телеверсию, сохранив запись для будущих поколений. Театру свойственно стареть - меняется манера существования актеров, меняется многое, но игра Раневской и Плятта поражает и трогает и сегодня. Из банальной мелодрамы Эфрос, мастер тонкого психологического рисунка, создал настоящую трагедию, обозначив эту жанровую смену даже в названии шекспировской строчкой.
Фаина Раневская играла в спектакле тринадцать лет, именно в этой роли она в последний раз в своей жизни, в 1982 году, вышла на сцену родного театра, откуда уходила и куда возвращалась.

© РИА Новости, Александр Гладштейн

Маргарита Терехова и Фаина Раневская в сцене из спектакля "Дальше - тишина"

Сюжет сценария Дельмара, который Эфрос, по собственному определению, превратил в "старомодный спектакль", прост, даже типажен - пожилые родители, прожившие счастливую жизнь, в какой-то момент оказываются не нужны своим пятерым, взрослым, респектабельным детям. Оставшись без дома, они вынуждены расстаться - дети не готовы приютить их вместе. Люси Купер, уставшая быть лишней в доме своего сына, соглашается на богадельню, а заболевший Барклей отправляется в Калифорнию к одной из дочерей. В сценарии нет глубин, а герои очевидно поделены на положительных и отрицательных, примитивный черно-белый мир.

В спектакле Эфроса не столь однозначны дети, хотя дело, все-таки, не в них - все выстроено вокруг двух, подробно разработанных образов стариков. Этот спектакль можно описывать бесконечно - как застенчиво улыбается Раневская-Люси, накинув вязаную шаль, как живо и непосредственно она увлекает карточной игрой подруг своей дочери, как по-детски азартно вступает в заговор с внучкой, которую отвязной пацанкой в джинсах играла молодая Ирина Муравьева. Раневская играла свою Люси одновременно мудрой и наивной, играла талант любить и талант верить в лучшее до последнего. В финальной сцене, которая в любых других обстоятельствах могла бы стать слезливой, почти спекуляционной, Люси Раневской, отчаянно мужественная, старалась согреть своим теплом мужа, которого никогда уже не увидит. Прощалась, так и не выдав своей страшной тайны о предстоящей отправке в богадельню.

"Странная миссис Сэвидж" Леонида Варпаховского

В театре имени Моссовета у Фаины Раневской была еще одна яркая роль - роль миссис Сэвидж в спектакле режиссера с драматичной биографией Леонида Варпаховского. Варпаховский пришел в Театр имени Моссовета, пережив самый страшный период своей жизни - многолетнее скитание по лагерям и тюрьмам. Бывший соратник Мейерхольда был арестован в 1936 году за содействие "троцкизму" и смог вернуться в Москву только спустя двадцать лет.

"Странная миссис Сэвидж" - спектакль, объединивший одной ролью трех великих актрис театра имени Моссовета - Фаину Раневскую, Любовь Орлову и Веру Марецкую. Спектакль ставился на Раневскую - прошел год, случился разрыв с Варпаховским, и актриса отказалась от роли, стала играть Орлова. На пленке спектакль сохранился с участием Веры Марецкой, это была последняя ее роль - на тот момент актриса была уже смертельно больна.

© Вера Петрусова

Сцена из спектакля "Странная миссис Сэвидж"

"Странная миссис Сэвидж" - пьеса кассового американского драматурга Патрика, автора комедийного хита "Дорогая Памелла", который и сейчас с завидной регулярностью ставят во многих театрах по всей стране. В каком-то смысле, со "Странной миссис Сэвидж" случилась та же история, что и со спектаклем Эфроса - назидательная, забавная, простая пьеса, не претендующая на глубину и сложность характеров, стала поводом к созданию сложного спектакля. Спектакль, и главная роль, оказались крупнее пьесы.

Престарелая миссис Сэвидж - добрая и принципиальная чудачка, тратившая состояние на благотворительный фонд, помогавший несчастным людям осуществлять свои неожиданные желания, оказывалась в "Тихой обители" - в приюте для душевнобольных. Дети ее покойного мужа избавлялись от этой экстравагантной женщины с сиреневыми волосами, чтобы сохранить наследство. Миссис Сэвидж мстила своим законным опекунам, каждый из которых устраивал свою карьеру или личную жизнь на ее деньги, остроумным способом. Каждого водила за нос, отправляя искать ценные бумаги в самых неожиданных местах - в клумбе с петуньями в президентском саду, под домашним камином или в зоологическом музее в чучеле дельфина. Алчные дети попадали в идиотские ситуации, а лукавая и невозмутимая миссис Сэвидж задавала вопрос - кто же, на самом деле, сумасшедший?

Вера Марецкая играла свою Сэвидж сильной женщиной с прямой спиной, волевым подбородком, честной до щепетильности. Она изучала своих новых друзей, не была сентиментальной или нарочито любезной, но притягивала к себе, все как один вставали на ее сторону. Финал спектакля ставил героиню в ситуацию сложную, выходящую за рамки предсказуемой мелодрамы - Марецкая играла страх перед реальным миром. Обреченная на одиночество, она вдруг теряла свою решимость, становилась растерянной, беспомощной. Добившись своего права выйти из приюта для душевнобольных, она была готова отказаться от этой победы, актриса играла серьезную внутреннюю борьбу.

"Вдовий пароход" Генриетты Яновской

Повесть Ирины Грековой и Павла Лунгина и сейчас часто ставят в театрах - беспроигрышная военная тема, да и весьма практично: во "Вдовьем пароходе" целая россыпь женских ролей, а почти каждый театр никогда не знает, что делать с актрисами средних лет. Но для театра Моссовета спектакль Генриетты Яновской, поставленный в 1984 году, стал знаковым событием, он потряс еще в те доперестроечные годы своим неприглядным, непарадным, неочевидным видением войны, своим беспристрастным вниманием к человеческой, иногда страшной, природе.

"Вдовий пароход" - о женщинах, проживающих в коммунальной квартире. На дворе сороковые, мужчин нет, кроме одного - безмолвного, зашуганного, непрописанного на данной жилплощади сожителя одной из женщин.

© РИА Новости, Александр Лыскин

Сцена из спектакля "Вдовий пароход"

Спектакль Яновской был выстроен ретроспективно, был взглядом из дня сегодняшнего. Долго, молча, суетятся нахмуренные женщины: выдвигают старый, обшарпанный стол, встряхивают, застилают кружевную скатерть, со стуком, сурово, расставляют тарелки-миски. Первая сцена - поминки. Нервный мужчина в пиджаке лет сорока достает бутылку: слово за слово начинается полуругань, полувоспоминания - поминают его мать, под конец войны вернувшуюся в эти стены после странствий по фронтам. Разговоры, тосты не чокаясь, и вот она сама вдруг появляется на сцене: в гимнастерке, с рюкзаком, с вымотанным, усталым лицом. Ольга Остроумова играла свою Анфису Громову рано постаревшей, рано узнавшей многое, настоящим рабочим войны, упрямо продолжающей жить. Она кидала рюкзак на пол, ползала с тряпкой по полу, несмотря на серьезно округлившийся живот, отмахивалась от привычных ворчаний соседок, тосковала от того, что и дома тот же фронт, только нелепый, бытовой, равнодушный.

В спектакле Яновской было много быта - коммунального, неуютного, какого-то чужого - раковина, чтобы подойти к которой надо улучить момент, какие-то кастрюльки, конфорки, полочки. Хлопают двери, женщины сталкиваются на общем пятачке маленькой кухни. Нет открытой вражды, но есть выматывающие подробности вынужденного взаимного сосуществования - ревность, болезненный интерес друг к другу, борьба за власть. Набожная, всегда сердитая Капа все считает, кто сколько должен платить за газ, шпыняет интеллигентную пианистку Ольгу Ивановну, с туго затянутым аккуратным пучком волос, с палочкой, без конца слушающую радиоточку. Бывшая певица... в женственной блузочке, не по годам жеманная, кокетничает и в тайне гордится своей бытовой беспомощностью, порывистая, насупленная Панька в кудряшках воюет за равенство и справедливость, разбрасываясь лозунгами и речевками. 

Война врывалась в спектакль не фронтами и сражениями, а разрушенными жизнями, поломанными судьбами. Анфиса, разлученная с любимым Федором, рожала от случайного ухажера в госпитале. Малыша обмывали да няньчили всей квартирой, а потом возвращался Федор - после войны, после плена и, видимо, после лагерей. Волком выла кающаяся Анфиса, а Федор с пепельным лицом стоял у детский кроватки, а бабы суетились вокруг, хлопали его по спине, проверяли - живой ли вправду, тащили чайник, корыто, тазы. Яновская ставила о том, как упрямо пробивается жизнь сквозь тотальную смерть, как корежит время, но как важная любая, даже крохотная победа над разрушением и саморазрушением.

"Иисус Христос - суперзвезда"

В начале октября 1989 года в газете "Вечерняя Москва" появилось объявление: "Театр им. Моссовета на конкурсной основе приглашает юношей и девушек от 18 до 30 лет, имеющих хореографические и вокальные данные, для участия в музыкальном спектакле".

© РИА Новости, Александр Макаров

Сцена из спектакля "Иисус Христос - суперзвезда"

Так началась история легендарного спектакля "Иисус Христос - суперзвезда", вот уже более двадцати лет собирающего полные залы.
Идея мюзикла родилась у Сергея Проханова, автором русского текста легендарного мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса стал Ярослав Кеслер, художественным руководителем постановки худрук театра имени Моссовета Павел Хомский. Над спектаклем работали хореографы Филиппе Мендес Раблес и Владимир Аносов. 

"Иисус Христос - суперзвезда!", во многом являясь визитной карточкой театра, стал для театра Моссовета абсолютным экспериментом, соединив в себе стилистику мюзикла, жанра, непросто дающегося русскому театру, и театральную отечественную школу, связанную с углубленным психологизмом и традицией переживания. "Иисус Христос - суперзвезда" - это Ирина Климова, Валерий Яременко, Екатерина Гусева и многие другие.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала