Выставка современной деревянной скульптуры и декоративного панно творческой мастерской "АБ" открылась в Томском областном краеведческом музее. Ее авторы - молодые томские скульпторы Олег Антух и Сергей Бычков - представили на суд томичей деревянные "истории в стиле 3D", а также несколько скульптур, в том числе напряженного мартовского кота и неубиваемую муху. Панно и скульптуры выполнены в уникальной авторской технике, сочетающей резные элементы из дерева, кожи, металла, стекла.
Один из авторов выставки Бычков рассказал РИА Новости о работе над деревянными "историями", о том, как чувствует себя художник в современном мире, о своем личном вкладе в инновации и о подарке главе "Газпрома".
- Родился я где-то под Новосибирском, в деревне. Деревенский я. Мне не было и года, когда родители увезли меня в Стрежевой. Там "молодежная" стройка была. И все. В Томске я живу с 1999 года. Я до армии учился в "суриковском" училище в Красноярске, а потом за год закончил профтехучилище № 20 в Томске. Там была группа, где учили на резчиков. И на этом мое образование закончилось.
Нашей мастерской пять лет. До этого мы с Олегом (Антухом) работали в одной конторе, которая занималась изготовлением деревянных интерьеров.
- Началось все с того, что нам попались картинки (Джеймса) Кристенсена. Есть такой художник-график из Америки. И мы по мотивам его живописи начали пытаться делать работы. В средневековье - костюмы, у них детали. Очень много того, что действует на воображение. А современное что-то не "бодрит" никак. Фантазия не работает на современные темы.
Но у нас есть посильный вклад в инновации (смеется). Наша серия "Панно... птикум". "Автозаправочное самообслуживание", "Сублиматор" и "Джаз-машина", но, похоже, эта серия тоже заканчивается.
- Почему?
- Как процесс происходит: сначала появляется интерес к чему-то. Он (интерес) развивается в сторону усложнения. Усложняется, усложняется и улучшается. Пик наступает, когда работа продолжает усложняться, но улучшение прекратилось. И получается затрат много - а результат плохой. И постепенно интерес пропадает.
И тогда кризис - жуткий. Стресс (смеется). Истерики. И потом новый интерес появляется к чему-то. Вот сейчас и с персонажами и с "инновациями" уже в тупик зашли. Сейчас будем пробовать движущиеся фигуры. Что-то с механикой связанное.
- То есть?
- Ну, поскольку я туповат в части технической образованности, и Олег тоже, то попробуем делать так, чтобы скульптура не на моторчике была, а так: толкнул - пошла. На это я думаю, хватит у нас ума. Это вот в планах.
- Еще не пробовали?
- Нет. Выставка выбила "из колеи". А идея появилась месяца два назад.
- Кстати, какие ожидания от выставки?
- Я, вообще, с целью наживы, конечно. Потому что с чего-то надо жить. Выставка может дать свободное время. Если на ней получится что-то заработать, то это даст возможность делать какие-то произведения не на заказ, а для удовольствия.
- Ну да. На заказ всегда приходится учитывать мнение заказчика. А для себя руки развязаны. Хотя мы стараемся оставаться максимально свободными. Не берем предоплату совсем. Чтобы не связывать себе руки обязательствами. Так нас сильно не "напрягают" заказчики.
- Поговорим "про деньги". Какая самая дорогая у вас была продажа?
- Сто семьдесят тысяч рублей. За скульптуру. Какую - не скажу (смеется).
- А самая дешевая?
- Это сложно. Нет, у нас бывают некие "срывы", когда мы вдруг задаемся вопросом - а вдруг ничего не купят? И тогда паника. И мы "сваливаемся" на сувенирку. Все такие попытки были неудачными, кончалось это всегда двумя-тремя экземплярами. Ну, если это "сувенирка", то две-три тысячи рублей максимум.
- У вас довольно таки большая мастерская. Плюс материалы. На все это нужны деньги. Заработать удается?
- Машину и новую квартиру не купишь, но есть средства, чтобы не зависеть от заказчика. Денег хватает, чтобы купить материалы и сделать какую-то вещь без заказа. Просто потому что захотелось.
- Очень часто мы слышим, что "художник должен быть голодным". Ваше мнение?
- Я понимаю, откуда это идет. "Сытый" художник не очень шевелится. Чтобы что-то делать, надо быть нестабильным таким, разбалансированным. Только в стрессе, получается, художник творит.
Сейчас все быстрее происходит, и сейчас говорят, что "художника обидеть должен каждый", чтобы он работал.
- Насколько выставки у вас часто проходят?
- Первые три года мы вообще не выставлялись. Только работали. Делали и продавали. А потом решили попробовать. Однообразие же приедается. Хотя на те "три года" мы до сих пор существуем. На деньги, которые тогда заработали. Как только все "устаканивается", становится ровным, сразу скука приходит. И хочется что-то изменить. А сейчас я думаю - скорей бы это все закончилось с этими выставками. Уже хочется спуститься в подвал, "задраить люки" и не высовываться. А два года назад хотелось иного. И даже не славы.
Смотреть фоторепортаж с выставки >>
Вот когда сидишь в подвале, сделал работу, ее забрали и деньги отдали. Ты ее почти не видишь и эмоционально истощаешься. А когда поставил работу на выставку и тихонько подсмотрел, как реагируют люди. Или плюнули, или сказали "ого!". И эмоционально подпитался. То есть и на изготовление тратишь эмоции и когда показываешь, тратишь эмоции. Почему-то есть такая необходимость сделать и показать кому-то.
- Ваши заказчики - кто они?
- В основном, корпорации, большие фирмы. Видимо, у них есть некие фонды, бюджеты "на подарки". Точно знаю, что у Миллера (глава "Газпрома") наше панно есть. Приезжает какая-то делегация - и у нас продажи "поднялись".
- Вы люди явно не публичные. Рекламы нет совсем. Это потому что не надо?
- Это все из-за меня. Я человек "кротовой" конституции. Ну, вот крота вытащить из земли, фонарик навести, и он будет "пухнуть и дохнуть". Для меня, чем меньше внимания, тем лучше. Олег готов, наверное, но я ему мозги "вправляю". Я пока вместо якоря.
- Все ваши персонажи рефлексируют. Они очень задумчивые, все в "мыслях". Почему?
- Это связано со мной. Я очень много рефлексирую. Я вообще "стыд и срам" нашей организации, а Олег - "понт и пафос" (смеется). Весь эмоциональный "кипиш" нашего коллектива - он на мне.