МОСКВА, 1 мар — РИА Новости, Владислав Бирюков. Форум Mobile World Congress (MWC), прошедший на этой неделе в Барселоне, традиционно считается главным событием года в области мобильных технологий и служит своеобразной "лакмусовой бумажкой" состояния рынка. Судя по впечатлениям этого года — индустрия взрослеет, что вызывает смешанные чувства.
С одной стороны, MWC, а вместе с ним и его "питательный субстрат", становится цивилизованней, спокойней. В прошлом году журналисты буквально осаждали переполненные залы пресс-конференций, а компании наперебой козыряли флагманскими устройствами, одно другого совершенней. В этом году ажиотажа и горячих анонсов поубавилось, стало больше разговоров о бизнесе, снижении стоимости технологий, освоении неохваченных массовых рынков, сервисах и других скучных материях.
Взросление не означает спада, скорее речь идет об окончании периода аномально бурного роста последних лет. Посетителей и экспонентов в этом году немного прибавилось, а растущий форум в очередной раз переехал.
В 2006 году выставку переместили в Барселону из Канн именно по причине отсутствия жизненного пространства для дальнейшего развития. На сей раз город остался прежним, но с привычного места в оживленном центральном районе, выставка съехала на тихие и просторные "выселки". На деловой части это отразилось только в лучшую сторону. А вот часть былого очарования, тесно связанного с духом старой Барселоны, потерялась в безликих коридорах нового комплекса Fira Gran Via, ничем не отличающегося от сотен других, разбросанных по всему миру.
Случайно или нет — но примерно так же поменялся и сам конгресс. Стало меньше ярких красок и шоу, зато прибавилось павильонов-коробок, закрытых для посетителей, где шли лишь переговоры и бизнес-встречи. Экономически это безусловно оправданно — зачем нанимать кучу стендистов, отвечающих на бесконечные вопросы "людей с улицы"? Но если этот тренд продолжится, то MWC рискует разделить судьбу CeBit — другого некогда яркого, а сегодня слишком уж "профессионального" IT-форума.
Дешевле значит больше
Многие компании на MWC 2013 говорили не о дальнейшем повышении планки — сильнее, выше, быстрее — а об удешевлении и адаптации уже освоенных технологий для массового рынка.
Nokia, например, показала четыре бюджетных аппарата, задав новую нижнюю границу цены для смартфонов на платформе Windows Phone (Lumia 520 с заявленной ценой 139 евро) и "неумных" телефонов (Nokia 105 за 15 евро). При этом в компании утверждают, что эти аппараты могут почти все то же самое, что и куда более дорогие модели. Целевые рынки очевидны — Россия, Индия, Китай и другие не очень богатые страны.
Mozilla обнародовала планы вывода на рынок своей браузероцентричной платформы Firefox OS. Дешевые смартфоны на ее базе от ZTE, Alcatel и LG должны появиться у двух десятков операторов на развивающихся рынках (России в списке нет). Речь идет об устройствах с ориентировочной ценой в 100 долларов (без субсидирования) и аппаратными спецификациями флагманов трех-четырехлетней давности. Разработчиков планируется привлечь легкостью создания кросс-платформных веб-приложений под HTML5, их уже написано немало. Что подвигнет пользователей покупать довольно примитивные устройства, и чем они будут лучше Android-аналогов — остается пока загадкой.
Тигры и драконы
Apple в выставках давно не участвует, а вот второй лидер мобильного рынка — Samsung — на нынешнем MWC был буквально вездесущ. Стенды корейской компании обосновались во многих павильонах, огромные растяжки рекламных баннеров украшали выставку снаружи, а из стендистов, кажется, можно было составить армию небольшого европейского государства. Массированное присутствие диссонировало с небогатым количеством новинок — главный анонс очередного флагмана Galaxy S 4 компания приберегла на март. Посетителям MWC пришлось довольствоваться новым планшетом линейки Note c восьмидюймовым дисплеем, который очевидно будет соперничать с Apple iPad mini.
Кроме того, Samsung не оставляет попыток создать собственную популярную программную платформу, а вместе с ней и целостную экосистему, так необходимую для увеличения прибыли. На выставке корейская компания объявила о планах выпуска в этом году устройств на базе Tizen — основанной на ядре Linux наследнице "долгостроя" MeeGo. Новая платформа должна заменить не слишком заметную на рынке систему Bada, унаследовав от нее инфраструктуру приложений. Проект поддерживает Intel, Huawei, а также ряд других вендоров и операторов связи. В отличие от уже упомянутой Firefox OS, Tizen-смартфоны вовсе не обязательно будут дешевыми, кроме того система возможно найдет применение в автомобилях.
С яркостью и многолюдностью главного стенда Samsung соперничали экспозиции китайских производителей Huawei и ZTE, традиционно располагающих свои быстро растущие стенды рядом с корейским конкурентом. Huawei в числе прочего показывала гигантский смартфон Ascend Mate с диагональю экрана в 6,1 дюйма — по слухам, такого же "переростка" готовит Samsung в серии Note.
Таким образом, экспансия "фаблетов" — телефонов с очень большими экранами, начавшаяся еще в 2011 году, похоже выходит на новый уровень. Если раньше между планшетами и смартфонами все же пролегала достаточно четкая граница — где-то по диагонали дисплея в шесть дюймов — то теперь все окончательно смешалось.
Приятным сюрпризом стала активность на MWC Sony, которая всерьез взялась за развитие смартфонно-планшетного направления. Компания пытается отыграть упущенный альянсом Sony Ericsson рынок и, судя по "вылизанности" новинок, а также бюджету маркетинговых вливаний, настроена очень серьезно.
Глобальный LTE
Одной из главных операторских тем MWC, как и в прошлом году, стало развитие сотовых сетей четвертого поколения LTE. Их развитие сдерживается многими факторами, в том числе недостатком абонентских устройств и проблемами совместимости: далеко не каждый смартфон может работать в любом из существующих диапазонов частот LTE. Эта проблема хорошо известна, например, российским пользователям техники Apple. Однако усовершенствование LTE-чипсетов позволяет рассчитывать на ее решение в недалеком будущем.
Стенд китайской China Mobile был усеян многодиапазонными LTE-смартфонами, планшетами, модемами, мобильными роутерами. Большинство из них способны работать в нескольких диапазонах, причем как в стандарте FDD LTE, так и в разворачиваемой оператором в Китае сети TDD LTE. Для подтверждения осуществимости глобального LTE-роуминга China Mobile проводит тесты совместно с операторами из США, Японии, Южной Кореи и Индии. А оборудование для "глобального LTE" уже готовы выпускать Huawei, ZTE, HTC, LG и ряд других крупных вендоров.
Над многодиапазонными LTE-устройствами работают и в российской компании Yota Devices, широко засветившейся на публике благодаря смартфону YotaPhone с дополнительным экраном на "электронных чернилах". YotaPhone на стенде был представлен лишь прототипом, зато было много уже предсерийных мультидиапазонных 3G/LTE модемов и мобильных роутеров на чипсетах Qualcomm MDM 9215 и 9225 — они должны появиться в продаже у нескольких российских операторов в конце апреля.