Рейтинг@Mail.ru
Дело "серых" терминалов - яркий аргумент против повышения налогов - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дело "серых" терминалов - яркий аргумент против повышения налогов

Читать ria.ru в
Дзен
Разоблачение преступной группы, создавшей по стране сеть фальшивых платежных терминалов – как ни странно, яркий аргумент против повышения налогов на бизнес, считает Анна Каледина.

Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.

В связи с разоблачением преступной группы, которая через платежные терминалы обналичивала миллиарды рублей в месяц, уже выдвигаются многочисленные версии того, зачем была создана такая сеть.

Есть даже предположение, что средства шли на поддержку бандформирований. Совершенно не сомневаясь в том, что рано или поздно реальные цели преступников выяснят, все же хочу поделиться несколькими собственными мыслями относительно этой истории. Они лежат в куда более простой, почти бытовой, почве взаимоотношений бизнеса и государства.

Дело о 180 миллиардах

Дело, безусловно, вышло громкое. И это понятно – ведь преступники действовали в центре страны, в группу входило 150 человек, было задействовано 2,5 тыс терминалов, в том числе в Москве. При этом участниками, пусть и невольными, стали как граждане, которые расплачивались за мобильную связь, ЖКХ, интернет, так и компании, которые эти услуги предоставляли. Но не только этим близка история народу.

На мой взгляд, вся эта ситуация, как ни странно, – очередной и очень яркий аргумент в пользу того, чтобы не повышать налоги, а стараться снизить их нагрузку. Ведь, как показывает практика, отмывание нужно по большей части для ухода от налогов. Компаниям, предпочитающим наличность, физические деньги требуются на выплаты зарплат "в конвертах".

Таким образом, сэкономить удается на налоге на доходы физлиц (НДФЛ) и страховых взносах. В банк с мини-грузовичком за зарплатой не явишься – в последнее десятилетие законодатели и ЦБ постарались сделать так, чтобы отмывать деньги через кредитные организации стало, мягко говоря, сложно. Поэтому банно-прачечная деятельность модернизировалась.

Но дело же не в технике и технологии, согласитесь, а в том, что подобные схемы до сих пор пользуются огромным спросом. По сообщению правоохранительных органов, в месяц через руки преступников проходили 10-15 млрд рублей, то есть 120-180 млрд в год. И это огромные суммы, особенно учитывая, что это результаты деятельности только одной группы. При этом в их карманах оседало 2-4% комиссии за обналичивание. Неплохой доход, налогами, кстати, тоже необлагаемый.

Назад в тень

Естественно, что предложение преступных услуг обеспечивается спросом на них. Учитывая масштаб, уверена, уже ни у кого не осталось сомнений, что процесс возвращения бизнеса в тень, о котором робко говорят с 2011 года, идет полным ходом. Как не осталось сомнений и в том, что панические предупреждения о переходе на темную сторону при повышении налоговых ставок, не преувеличены.

Как только государство чуть зажимает кислород, тут же повышается спрос на услуги "прачечных" предприятий. В том смысле, что очень у нас чувствительный бизнес к фискальным изменениям.

Регресс в этом смысле тем более печален, что процесс обеления зарплат шел с начала 2000-х, когда сначала понизили ЕСН, а потом установили и относительно высокую (относительно предыдущей, естественно) планку минимальной оплаты труда (МРОТ). При этом работодатель не может платить сотрудникам меньше МРОТа.

В итоге, уже в 2008 году уровень скрытых зарплат в стране упал до 20%, что на 7% ниже, чем в 2007-м. Но позитивная динамика была нарушена, когда в 2011 году страховые взносы во внебюджетные фонды, которыми в 2010-м заменили ЕСН, резко поднялись до 34%.

Тут же начался спад собираемости как налогов, так и взносов. И это не просто ощущения и комментарии бизнесменов. Процесс возвращения в тень подтвердился и официальными данными.

Так, в 2011 году при росте экономики, что привело к увеличению сборов налога на прибыль и НДС, НДФЛ стали платить хуже. Если даже в разгар кризиса в 2009 году налог на доходы физлиц составлял 4,29% ВВП, то в 2010-м — уже 3,96%, а в 2011-м — и вовсе 3,67%.

Аналогичная ситуация наблюдалась и со страховыми взносами. По сравнению с 2009 годом, когда ставка была 26%, а поступления страховых взносов составляли 5,93% ВВП, в 2011 году ставка увеличилась до 34%, а поступления – всего до 6,49% ВВП.

Вот и получается, что фискальное ужесточение привело не к повышению собираемости, а к ее снижению. Тогда какой смысл в увеличении налогов? Причем важно отметить, что бизнес последние десять лет и так постоянно находится в состоянии тревожного ожидания изменений, которые сыплются на него с периодичность раз в два года.

Кстати, в конце 2011-го правительство под давлением бизнес-сообщества вынуждено было снизить страховые взносы до 30%. Но все равно, к примеру, сборы НДФЛ опять немного снизились до 3,62% ВВП.

Ясные перспективы – белые зарплаты

То есть решение о снижении никого не успокоило. Тем более что перемены продолжались и с этого года – к примеру, резко возросла нагрузка на индивидуальных предпринимателей, которым подняли страховые взносы вдвое. Некрупные бизнесмены уже ответили на это масштабным сворачиванием деятельности. Но ведь уйдут не все. Похоже, у "банно-прачечных" предприятий прибавилось потребителей.

Но и на этом перемены не закончатся. До сих пор идут дискуссии о необходимости поднять на 2% НДС или о его замене на налог с продаж, но уже с более высокой ставкой.

Пока не очень понятно, не откажется ли правительство от решения сохранить страховые взносы на уровне 30%. При том что дополнительные доходы в бюджет можно получить от повышения эффективности расходов.

Скажем, год назад министр финансов Антон Силуанов, когда давал мне интервью, привел совершенно потрясающую оценку Всемирного банка – 30% расходов на здравоохранение в России тратится неэффективно, аналогичные оценки и по другим отраслям бюджетной сферы.

Памятуя о последних скандалах, особенно с министерством обороны, хотелось бы узнать, насколько увеличивается показатель неэффективности, если к нему прибавить еще и коррупционный фактор?

В общем, здравый смысл говорит о том, что граждане, в том числе и предприниматели, должны иметь четкое представление о величине налогов и взносов, которые не будут меняться в течение долгого времени и будут разумными.

Как уже показал опыт, в таких случаях люди охотно из тени выходят. Ведь проще заплатить разумные налоги, чем иметь проблемы с законом. Да и работник пошел привередливый. Не нравится ему, что за него пенсионные взносы не доплачивают. Кабы так было, так и работы у полицейских поубавилось по раскрытию преступных схем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала