МОСКВА, 28 фев — РИА Новости, Инна Финочка. Главные редакторы СМИ и медиаэксперты посмотрели фильм "Первая полоса: внутри The New York Times", обсудили проблемы современной журналистики и сошлись во мнении, что в будущем традиционная модель СМИ трансформируется, но журналисты по-прежнему будут искать ложь и нечестность.
В среду в рамках организованного Центром документального кино DOC проекта "Открытый показ" был продемонстрирован фильм "Первая полоса: внутри The New York Times". За ним последовала дискуссия на тему "Победили ли новые медиа бумажную прессу?". Документальный фильм "Первая полоса: внутри The New York Times" рассказывает о работе редакции старейшей американской газеты, которая некогда задавала повестку дня. В картине описываются попытки медиамастодонта сориентироваться в меняющихся правилах игры, когда печатные СМИ существенно проигрывают по скорости донесения информации общедоступным интернет-сайтам. При этом все понимают, что это проблема не только New York Times — в начале фильма мелькает нарезка кадров с некрологами закрывшихся газет.
"Мы наблюдаем перестройку пазла, который каким-то образом меняется. В частности, мы наблюдаем уменьшение дистанции между источником информации и потребителем информации. В ней становится меньше посредников", — рассказал в ходе дискуссии гендиректор центра "Новые медиатехнологии" Василий Гатов.
По его мнению, появление в медиасреде блогов, официальных и частных, вряд ли уменьшит количество журналистских историй, подобных Уотергейтскому скандалу, приведшему к отставке президента США Ричарда Никсона (1974).
"Ни одно общество до сих пор не может полностью договориться о том, какие цели оно ставит перед собой. Не может достичь полного единства. Возможно, в Северной Корее может достичь, но точно не в других странах. И поэтому одна группа интересов всегда будет стремиться противостоять другой. А СМИ, журналисты, будь то системные СМИ, газеты, журналы, телеканалы, радиостанции или индивидуально смелые, талантливые и профессиональные люди, будут пытаться обнаружить ложь, нечестность, сокрытие информации и так далее", — объяснил эксперт.
Вице-президент РБК Елена Мясникова заметила, что фильм "Первая полоса: внутри The New York Times" вызывает гораздо больше вопросов и тем для обсуждения, чем заявлено в повестке дискуссии. Для себя самыми важными вопросами Мясникова определила проблемы журналисткой этики.
"Наличие свободной прессы и вообще свободная пресса. И что такое цензура и самоцензура, и что такое противоречие между, с одной стороны, острым желанием журналиста и репортера рассказать абсолютно все, что он знает, и с другой стороны, осознанием своей ответственности перед обществом. Комплекс морально-этических вопросов и вопросов цензуры и самоцензуры российской журналистики для меня всегда на первом месте", — рассказала Мясникова.
Бумага vs Интернет
На вопрос ведущей дискуссии Катерины Гордеевой, ощутила ли Мясникова разницу между бумажными и электронными СМИ в связи с переходом из Independent Media в интернет-индустрию, эксперт ответила, что для нее самой в этом переходе на первом месте была не смена форматов. "Я уходила не из бумажных СМИ в электронные СМИ, хотя это тоже стоило бы сделать. У меня был конкретный повод: я уходила из одной менеджерской ситуации в другую менеджерскую ситуацию. Я просто считаю, что мне очень повезло, что меня выпихнуло куда надо. 20 лет проработав в одном СМИ, трудно сделать выбор, куда надо", — сказал вице-президент РБК.
О своем опыте перехода из бумажных СМИ в интернет рассказал и бывший главный редактор журнала "Коммерсант Власть" и сайта Openspace.ru Максим Ковальский. Он рассказал, что переход был мучительным и еще продолжается.
"Двадцать лет я работал на бумаге, и все представления сложились у меня именно из такого рода деятельности. Так получилось, что интернет-издание я возглавил, это продолжалось полгода. Я в общем считаю, что так и не смог перейти. Для меня это как иностранный язык — ты все время ощущаешь, что не можешь выразить то, что хочешь, теми средствами, которыми располагаешь. На самом деле ты понимаешь, что это другая среда: у бумаги свои плюсы, у интернета — свои. Но и, соответственно, минусы есть у обеих этих сред. Но я все время чувствовал, что я теряю что-то от того, что у меня нет бумаги. Не могу сказать, что я привык", — признался Ковальский.
При этом несомненным плюсом интернет-издания он назвал возможность иметь представление о том, насколько тот или иной материал успешен и дошел ли он до своего читателя.
"Напечатал материал, ты можешь считать его гениальным, а когда ты этот гениальный материал даешь в интернете, его прочли 1,5 тысячи человек, ты начинаешь понимать, что наверное тебе пора на покой," — рассказал эксперт.
Пользователь готов платить
Эксперты также отметили, что фильм "Первая полоса: внутри The New York Times" уже устарел: в нем описывается первый этап внедрения нового формата, когда пользователю, привыкшему получать информацию из интернета бесплатно, предлагают заплатить за доступ к контенту издания. В тот момент идея выглядела нереализуемой, однако, по замечанию Гатова, хотя в процентном отношении заработок от электронной подписки невысок в сравнении с "бумажным бизнесом", опыт перехода на платную интернет-версию газеты оказался в целом очень успешным.
"Ряд предположений, например, о том, что уменьшится интерес рекламодателя к сайту с ограниченным доступом, оказался абсолютно ложным. Рекламодатель с удовольствием оказался готов платить за отобранных и верифицированных пользователей, про которых достаточно хорошо известно, что они заплатили довольно приличные деньги за New York Times. На фоне бумажного бизнеса зарабатывания на электронной подписке все еще довольно маленькие, около 9,5%, но все другие издатели смотрят на это глазами, выпадающими из орбит", — рассказал Гатов.
По его мнению, такая модель будет работать только в отношении редакций с хорошими историями, с хорошим контентом, которые не врут и не обманывают ожидания своих пользователей.
Мясникова напомнила, что на данный момент газета "Ведомости" — единственное печатное СМИ с платной интернет-версией. Тот факт, что на портал Colta.ru пользователи переводят деньги, медиаэксперт Глеб Морев, назвал фантастикой.
"Для меня это остается сюрпризом, пока еще эмоциональным, но в любом случае это остается явлением, которое нельзя назвать ординарным для нашей практики", — признался Морев.