Рейтинг@Mail.ru
Музей ДПИ изменится снаружи и внутри, но рестораном не станет - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Музей ДПИ изменится снаружи и внутри, но рестораном не станет

© Фото : NVOВосточное крыло здания ВМДПНИ
Восточное крыло здания ВМДПНИ
Читать ria.ru в
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства обновит постоянную экспозицию, займется созданием фонда-эндаумента и образовательных программ для привлечения внебюджетных средств, рассказала в интервью РИА Новости его директор Елена Титова.

МОСКВА, 27 фев — РИА Новости, Светлана Янкина. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства обновит постоянную экспозицию, займется созданием фонда-эндаумента и образовательных программ для привлечения внебюджетных средств, рассказала в интервью РИА Новости его директор Елена Титова.

Речь идет о концептуальных предложениях развития музея, которые презентуют на заседании рабочей группы Общественного совета при Минкультуры в четверг, поэтому документ в конечном итоге может претерпеть некоторые изменения, в зависимости от предложений и пожеланий экспертов.

Несмотря на его выгодное местоположение — прямо на Садовом кольце — и проводимые выставки, Музей ДПИ пока что не входит в список активно посещаемых столичных культурных площадок. В последнее время он славится, главным образом, трудовыми конфликтами. Возникали они из-за разного взгляда прежнего руководства и сотрудников музея на то, каким он должен стать в будущем. Один из споров в 2011 году разрешился снятием с должности директора Маргариты Баржановой, которую музейщики в отрытом письме министру культуры обвинили, в частности, в ликвидации некоторых музейных подразделений и желании создать на освободившихся площадях Музея русской трапезы, а по сути — ресторана. Недолгое время директором был Александр Сысоенко, которого в сентябре сменила бывший заместитель Баржановой Титова. Еще до своего официального назначения она представила в Минкультуры проект модернизации музея, который предлагалось переименовать в Музей дизайна и создать условия для инвестиционных проектов — того же Музея трапезы, арт-резиденций и коворкинга. В ответ специалисты снова обратились в Минкультуры, Совфед и Госдуму с открытым письмом, где говорилось о "возобновлении попыток рейдерского захвата, завуалированного "благими" проектами перепрофилирования музея".

Обновленная концепция, судя по всему, имеет примирительный характер, поскольку создавалась, по словам Титовой, с учетом предложений сотрудников музея и исключает пункты, которые вызывали протест у общественности.

Миру мир

Как и обещала Титова ранее, в конце 2012 концепция дорабатывалась, а в начале 2013-го — презентуется. В декабре состоялась стратегическая сессия, в которой участвовали сотрудники музея, сторонние эксперты и модераторы, которые должны были дать свои предложения по постоянной экспозиции и направлениям выставочной деятельности, архитектурному устройству, финансовой модели развития и новой организационной структуры (этот пункт касался только музейщиков).

"Концепция создавалась вместе с музейными сотрудниками. Была проведена большая работа, результаты которой сведены в один документ, и я могу сказать, что информация по использованию всех материалов, предложенных рабочими группами, была учтена", — рассказала Титова.

По ее словам, со времени проведения стратегической сессии она не видела от сотрудников несогласия с происходящими в музее процессами.

"Замкнутость внутри музея и собственных идей хороша до того времени, пока они зарождаются и прорабатываются, а потом, и та встреча это показала, надо видеть, что существует масса других идей и их надо как-то учитывать и объединять с внутренними идеями", — отметила Титова.

В будущем название "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства" может трансформироваться в предложенные на стратегической сессии "Национальный музей декоративного искусства" или "Российский музей искусств и ремесел", но окончательное решение по этому вопросу примет учредитель, то есть Минкультуры.

Для успешной работы, согласно концепции, меняется организационная структура внутри музея — в частности, там могут появиться отдел научной комплектации коллекции, который займется, в том числе приобретением экспонатов, отделы по работе с аудиторией, научной работы с коллекцией, научно-проектировочный сектор (здесь будут создавать на базе авторских идей конкретные концепции проктов, в том числе выставочных), а также выставочный отдел. Они будут переподчинены заместителю директора по науке. Эта должность пока вакантна.

Что касается финансовой модели, то внебюджетное финансирование планируется привлекать за счет дополнительных экскурсионных и образовательных программ, имиждевого музейного магазина, кафе, меценатских программ, а также создания фонда целевого капитала — эндаумента, по принципу того, что действует в Эрмитаже.

"Желание иметь внебюджетные средства связано с 83-м федеральным законом, потому что мы можем сами ими распоряжаться, регулировать, переводить на текущие проекты. Это очень важная история в наших условиях. Мы рассчитываем достичь устойчивости к 2017 году и снизить консолидированную нагрузку на бюджет на 27%", — рассказала Титова.

Хлеба и зрелищ

Что касается давней идеи о Музее русской трапезы, то в новой концепции он больше не существует.

"Эксперты, которые занимались разработкой новой экспозиции, выделили большой блок, связанный с традиционным и крестьянским искусством, — практически отдельный музей. В какой-то мере этот грандиозный Музей русской трапезы растворился в этой теме", — объяснила Титова.

Вместе с тем, она убеждена, что кафе для "гармоничного и устойчивого развития", а также создания привлекательности этого места и возможности нахождения там в течение долгого времени, просто необходимо. Пока что в российских музеях дела с общепитом обстоят совсем неважно, хотя в западных музеях его наличие является таким же обязательным пунктом, как гардероб и уборные.

"Мы будем кооперироваться с ресторанными сетями и предпринимателями. Есть такие партнеры, которые с удовольствием, не гоняясь за сверхприбылями, подключились бы и на стадии разработки, и на стадии воплощения подобного рода проекта. Это красиво и своевременно, и, скорее всего, это будет все-таки финансово оправдано", — отметила директор музея.

По ее словам, Музей традиционных искусств и ремесел должен занять пока что руинированный комплекс — в построенном в 1950-е годы ХХ века здании Совмина РСФСР планируется разместить постоянную экспозицию по ХХ веку, включая промышленный советский дизайн, а также устроить там площадку для временных выставок.

Что касается главного здания, то его еще осенью обещали освободить от филиала Музея современной истории России, который на данный момент занимает 1,3 тысячи квадратных метров. Там будет размещена главная постоянная экспозиция музея, посвященная, по словам Титовой, истории стилей в России, начиная с XVIII века.

"Для развития эта часть абсолютно необходима, и ее отсутствие — основной риск для стратегических планов. Поскольку пока нет варианта для наших коллег, остается некая неясность по времени. Но, когда мы писали концепцию, зонировали все площади так, как если бы он все принадлежали музею ДПИ", — отметила собеседница агентства.

Музей моды, о создании которого на базе музея ДПИ говорилось несколько лет назад, может быть создан — для него зарезервировано место, но прежде необходимо провести докомплектацию фондов.

Архитектурное предложение музейного комплекса сделал архитектор Илья Чиркин, получивший в 2011 году звание лучшего молодого архитектора России и занимающийся выставочным дизайном.

"Мы не реконструируем здание — у нас же памятник, а реставрируем. Также обязательно вводятся площади для хранения, достроенные на фундаменте нашего бомбоубежища, проводятся работы по накрытию внутреннего двора, так называемой зоны экспериментов для современных художников", — рассказала Титова.

Когда заложенные в концепции идеи будут воплощены, в городе, как надеется директор Музея ДПИ, появится еще одно место притяжения с интересной экспозицией и красивым парком.

К тому же она не исключает сотрудничества с московскими властями и объединения расположенных в этом районе учреждений культуры — сада Эрмитаж, музея Глинки и Музея Образцова общими программами или экскурсионными маршрутами.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала