О проблеме "негражданства" в странах Балтии и ее влиянии на их отношения с РФ, возможности возвращения из Литвы в Россию шестерых чеченских детей, а также об урегулировании вопросов, связанных с изъятием соцслужбами Финляндии детей у россиян, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Наталье Кургановой рассказал заместитель министра иностранных дел России Владимир Титов.
— Владимир Геннадиевич, Москва называла крупнейшей проблемой в отношениях со странами Балтии проблему "негражданства" и призывала международные организации содействовать в решении этого вопроса. Какие подвижки достигнуты за последнее время в этой сфере?
— Мы действительно обеспокоены аномальной для современной Европы ситуацией с сохранением массового безгражданства в Латвии (более 310 тысяч человек) и в Эстонии (97 тысяч человек), снижающимися в последние годы темпами натурализации. К этой проблеме мы постоянно привлекаем внимание профильных международных организаций, подчеркивая отсутствие у "неграждан" многих политических и социально-экономических прав. Это нашло отражение в ряде недавних решений соответствующих структур, включая Европейскую комиссию по борьбе с расизмом и нетерпимостью и Консультативный комитет Рамочной конвенции Совета Европы о защите нацменьшинств. Речь, в частности, идет о необходимости облегчить процесс натурализации, исключить дискриминационные ограничения на работу для "неграждан", предоставлять гражданство детям, которые родились в семьях "неграждан" после августа 1991 года, в случае с Латвией — обеспечить возможность "негражданам" голосовать на местных выборах.
Несмотря на многочисленные рекомендации по этой проблеме, Рига и Таллин продолжают их игнорировать. Тематика безгражданства постоянно присутствует и в нашем диалоге с Евросоюзом. К сожалению, в Брюсселе не склонны к объективности и самокритике, когда речь заходит о положении дел в самом ЕС. Тем не менее, на международных площадках, да и внутри Латвии и Эстонии, растет понимание, что нельзя мириться с этим позорным явлением.
— Россия и Эстония после вынужденного перерыва вновь вернулись к переговорам о госгранице. Как идет подготовка нового договора о границе между РФ и Эстонией? Каковы позиции сторон? Когда состоится очередной раунд консультаций по этому вопросу?
— Из-за того, что эстонский парламент политизировал ратификацию документов, подготовленных в 2005 году, Россия была вынуждена отозвать свою подпись под договорами. Лишь в конце прошлого года была достигнута договоренность о возобновлении переговорного процесса. На сегодняшний день состоялись два раунда консультаций в Москве и Таллине. Мы, со своей стороны, ведем диалог с ясных позиций — документы должны регулировать вопросы прохождения границы без каких-либо политических "довесков" и не оставлять возможности для спекуляций, территориальных и иных претензий. Ожидаем реакцию эстонской стороны на последние российские предложения.
— Литва заявляла о желании провести в этом году заседание российско-литовской межправкомиссии. Когда может состояться это заседание? Какова повестка дня?
— Проведение заседания межправительственной комиссии требует серьезной подготовки, тем более что в последние годы, при прежнем правительстве Литвы, наблюдалась стагнация в диалоге по развитию договорно-правовой базы отношений и решению актуальных проблем двусторонней повестки. Так что мы исходим из необходимости активизации деятельности рабочих групп комиссии, после чего можно было бы думать о ее полноформатном заседании. Что касается повестки дня, то тут круг вопросов весьма широк — это торговое и инвестиционное сотрудничество, энергетика с акцентом на неприемлемую для нас реализацию в Литве "третьего энергопакета" ЕС, транспорт, туризм, природоохранная сфера, культура, образование, наука и многое другое.
— Литва насильственно удерживает на своей территории шесть несовершеннолетних граждан РФ — детей из Чечни, вывезенных в страну приемными родителями в социальную деревню. Как обстоит дело с возвращением детей в Россию? Удалось ли добиться прогресса в этом вопросе?
— Мы последовательно ставили этот вопрос как перед литовскими партнерами, так и в рамках международных организаций, к компетенции которых относятся вопросы соблюдения прав человека. В начале февраля министр иностранных дел России Сергей Лавров обсуждал эту тему со своим литовским коллегой Линасом Линкявичюсом "на полях" Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. Одновременно с подачи российской делегации в ПАСЕ указанная проблематика была включена в повестку дня заседаний Комитета министров Совета Европы. Посольством в Вильнюсе были переданы шесть нот, и наконец после продолжительного молчания МИД Литвы информировал о готовности сотрудничать по упомянутой проблеме и высказал просьбу предоставить данные о родителях и близких, желающих встретиться с детьми, а также документы, подтверждающие их родственные связи. Это обнадеживает, но, как вы понимаете, сейчас потребуется некоторое время, чтобы во взаимодействии с властями Чеченской республики подготовить все запрашиваемые литовской стороной данные. Рассчитываем, что после того, как эти материалы будут переданы в Вильнюс, решение данной проблемы наконец-то перейдет в практическую плоскость.
— В последнее время в Финляндии и Норвегии участились случаи изъятия соцслужбами детей у россиян, находящихся в смешанных браках с гражданами этих стран. Когда могут быть подписаны российско-финское и российско-норвежское соглашения в сфере усыновления? Будет ли в документах прописан правовой механизм для урегулирования возникающих конфликтов?
— Действительно, в течение последних лет произошел ряд резонансных случаев изъятия социальными службами Финляндии и Норвегии детей из проживающих в этих странах семей, членами которых являются граждане Российской Федерации. Все они плотно отслеживались МИД России и российскими консульскими учреждениями. Эта тема находится в зоне нашего особого внимания, мы ведем работу по формированию необходимых юридических и институциональных рамок для защиты прав наших сограждан. Москва выступает за создание эффективного механизма взаимодействия по урегулированию спорных конфликтных ситуаций в семейно-правовой сфере, например, по образцу учрежденной в 2011 году российско-французской Комиссии по защите прав детей в семейных конфликтах.
Партнеры пока стремятся ограничить практическое взаимодействие рамками Гаагских конвенций о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей и о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей. Но эти конвенции не дают ответов на все возникающие в этой сложной сфере вопросы.
Для нас, естественно, главным является содержание, а не форма такой работы. Безусловный приоритет при урегулировании семейно-правовых конфликтов — защита прав и интересов ребенка. Здесь есть прогресс — в конце 2012 года мы обменялись с финской стороной списками контактных лиц в компетентных ведомствах и службах в целях осуществления прямых оперативных контактов между представителями двух стран в семейно-правовой сфере. Работаем с финскими партнерами над организацией весной этого года экспертных консультаций по проблематике защиты прав детей.
Случаи изъятия детей в российско‑финских семьях в 2008‑2013 гг >>
С норвежцами также согласовываются сроки консультаций по проблематике урегулирования споров по семейным делам. Кроме того, по инициативе российской стороны в ноябре 2012 года в Киркенесе проведена встреча с участием руководства Мурманской области и северонорвежской губернии Финнмарк для обсуждения этой темы. Для поддержания регулярного рабочего диалога установлены прямые контакты между уполномоченным по правам ребенка Мурманской области и губернской администрацией Финнмарка.
— Действительно ли в Лондоне в марте планируется первая встреча представителей России и Великобритании в формате "2 плюс 2". Какова повестка дня переговоров? С какими предложениями намерена выступить российская сторона?
— Первое заседание российско-британского Стратегического диалога в формате встречи министров иностранных дел и обороны двух стран пройдет 13 марта в Лондоне. Рассчитываем, что работа в таком формате позволит повысить степень нашего внешнеполитического взаимодействия с Великобританией, его практическую отдачу для совместного поиска путей решения актуальных проблем современности. В рамках предстоящей встречи предполагается рассмотреть широкий спектр актуальных международных проблем, включая вопросы обеспечения безопасности и стабильности, урегулирования региональных конфликтов, противодействия терроризму и распространению оружия массового уничтожения, а также ряд двусторонних проблем, в том числе тематику военного и военно-технического сотрудничества. Прорабатываем к данному мероприятию предложения по активизации и систематизации двусторонних контактов по линии внешнеполитических и оборонных ведомств.