Новый антигерой появился с недавних пор у российской либеральной интеллигенции. Это Жерар Депардье, ранее известный просто как великий французский актер.
Высказывания прописанного в Саранске гражданина РФ Депардье на тему российской политики мне тоже иногда кажутся довольно наивными. Но я рад, что, не меняя гражданства, я тоже стал соотечественником этого кинотворца мировой величины.
Зарубежный имидж России нуждается в ломке застарелых стереотипов. А переход Депардье в российское подданство, с моей точки зрения, показывает: процесс отмирания стереотипов идет по-черепашьи медленно и поэтому почти незаметен. Но он идет. И если нынешние тенденции радикально не изменятся, то лет через пятнадцать-двадцать мы увидим плоды этого прогресса.
В 2007 году я оказался в Неаполе в компании очень знающего и дружелюбного местного жителя. Веселый итальянец не ограничился показом известных неаполитанских достопримечательностей: кафедрального собора, Национального археологического музея или дворца Каподимонте.
Бесстрашный гид повел меня прямо в центр местного мафиозного квартала. "Ты не обращай внимания, что здесь все внешне так мирно, – рассказывал мой проводник во время прогулки по заполненным галдящими детьми узким улицам. – Не каждый полицейский рискнет здесь показаться после захода солнца. Ты обратил внимание, что я как бы мимоходом сообщил "случайному прохожему", кто вы и зачем я вас сюда привел? Это был дозорный мафии. За нами внимательно наблюдали с того самого момента, как мы вошли в квартал!"
Бесстрашие покинуло моего доброго гида только тогда, когда он начал делиться впечатлениями о своей недавней, первой в его жизни, поездке в Россию. "Как у вас в Москве страшно! Я шел по Смоленскому бульвару и думал: еще секунда – и меня убьют, или, в лучшем случае, ограбят!".
К счастью, визит моего нового итальянского знакомого в нашу столицу обошелся без происшествий. Никто пальцем не тронул. Но в Москву он все равно больше не ездок – страшно! То ли дело дома, в Неаполе: здесь тихо и безопасно. И даже каждый дозорный мафии тебе брат и друг.
Это, конечно, крайний, почти анекдотичный пример стереотипов в отношении России. Но беда как раз в том и заключается: степень распространенности устаревших или просто диких стереотипов о России приобрела поистине анекдотический характер. Число зарубежных туристов, посещающих нашу страну, по мировым меркам микроскопически мало. А сообщения мировых СМИ о событиях в России, как правило, – довольно стандартный набор негативных новостей.
Кто-то наверняка мне на это возразит: а что, у нас есть еще какие-нибудь новости, кроме негативных? С моей точки зрения, они не просто есть. Их очень много.
И главная из них вот какая: несмотря на все политические дрязги, несмотря на все неизбежные болезни роста, Россия шаг за шагом перестает быть страной, которая относительно Западной Европы живет в некой параллельной вселенной.
Предвижу многочисленные возражения: мол, как можно такое говорить? Постараюсь объяснить. Резкое повышение налогов для богатых только что пришедшим к власти президентом-социалистом – это не только Франция 2012 года. Это еще и, например, Франция 1981 года.
На президентских выборах в мае 1981 года программа социалистического кандидата в президенты Франсуа Миттерана называлась так: "110 предложений для Франции". Под номером тридцать четыре в этом документе значилось: введение специального "налога солидарности на богатство".
Пока в 1986 году к власти во Франции не пришло правое правительство во главе с Жаком Шираком, этот "налог солидарности" пять лет отравлял жизнь состоятельных граждан Франции.
Но пришло ли в голову хоть одному из них – хотя бы тому же самому Жерару Депардье, бывшему на тот момент уже состоявшимся и весьма небедным актером, в знак протеста просить советское гражданство?
Абсурд, абсурд и еще раз абсурд. Если во Франции в 1981 году богачей давили налогом, то в нашей стране само обладание богатством считалось преступлением. Ни в Москве, ни в Грозном, ни в Саранске налоговому беженцу Депардье не светило ничего.
В 2013 году поступок Депардье тоже многие считают абсурдным. Но, приняв российское гражданство, великий актер, по меньшей мере, не ухудшил свое качество жизни. Когда в сталинском СССР иностранцам предоставлялось советское гражданство, их (кроме самых заслуженных деятелей, разумеется) выселяли из гостиниц "Интуриста" и размещали в убогих коммуналках. Принятие советского гражданства и тогда, и позднее было актом безумия.
По контрасту: принятие российского гражданства Депардье – это экстравагантный поступок, и не более того. Великий артист поддался эмоциям – обиделся на публичные претензии в свой адрес от премьер-министра собственной страны. Великий артист принял гражданство страны, где власть его, напротив, любит и уважает. Великий артист ничего не потерял, кроме уважения энного количества интеллектуалов.
Поступок Депардье – важный психологический индикатор, эдакая система раннего предупреждения. Россия постепенно возвращается на карту "цивилизованного бытия". Мы – пусть до боли медленно – но все-таки становимся страной, где можно не только "жить и бороться", но и просто жить. Возможно, Жерар Депардье очень сильно забежал вперед. На то он и великий актер, чтобы заранее ощущать то, во что наотрез отказываются верить другие. Во всяком случае, именно в такую интерпретацию действий Депардье мне хочется верить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции