Президент подписал закон об ограничениях на курение и продажу табака. Борьба за здоровье нации это, конечно, правильно. Есть, однако, два момента, вызывающих вопросы.
Первый — если внимательно почитать закон, то он идет далеко вперед по сравнению с европейскими и даже американскими запретами, ряд его статей диковинны и трудновыполнимы.
Второй — власти, как это с ними часто случается, идут по пути самых простых шагов вместо того, чтобы комплексно подходить к здоровью граждан. Запретить — самый распространенный подход ко всем сферам жизни.
Вот, к примеру, потребление табака. Это не просто закурить сигарету или трубку. Это курение, сосание, жевание и даже нюхание табачных изделий. То есть если следовать этому пункту, само действие по выниманию пачки сигарет и вдыханию аромата относится к административному нарушению. Вынул — нюхнул — попал. А ведь известно, что курильщики, особенно, кстати, те, кто пытается бросить, иногда просто открывают пачку и, сморщив нос, с удовольствием втягивают запах сигарет. Так им кажется, что вроде и вдохнули, и не покурили.
Или прекрасные указания торговым сетям. Информация о табачной продукции доводится продавцом до покупателей "посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков". Демонстрация самой сигаретной пачки может осуществляться, но лишь по требованию покупателя и только после того, как он ознакомился с черно-белым прейскурантом.
Это творческий подход. До такого еще не додумалась даже сдвинутая на своем здоровье Америка. Больше того — это особенно всегда убивает приезжающих — сигареты, сигариллы и табак в Америке в основном продаются в… аптеках. И их можно посмотреть и пощупать, что совершенно не мешает нации бороться с курением.
Закон запрещает розничную торговлю сигаретами в помещениях аэропортов, вокзалов, морских портов (магазины duty free под запрет не подпадают). Это возможно реализовать в больших городах с развитой инфраструктурой, но что делать небольшим населенным пунктам, где за зданием вокзала может начинаться лес, поле и просто жилой массив? Этим людям, сошедшим с поезда или автобуса, куда бежать, если они хотят купить сигареты?
Или вот курильщики, которые работают в органах госвласти, а такие есть даже в Кремле и правительстве. Будет запрет на курение "в помещениях, занятых органами госвласти" и местного самоуправления. Вопрос: они будут выбегать на Красную площадь или Краснопресненскую набережную?
Если же отойти от деталей и рассмотреть сам подход, то становится еще печальнее. В большинстве своих действий власти все время идут по самому простому пути — запретить. Митинги, шествия, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, курение.
Все запретить при полном отсутствии каких-либо иных действий, снимающих остроту самой проблемы.
Недавно приводились цифры — 28 тысяч человек погибло в России в 2012 году в ДТП. Это притом что в стране и дорог-то нет. Для сравнения — в США в 2010 году погибло 32 тысячи человек. Стоит напомнить: при населении, более чем вдвое превышающем российское, и при плотности дорог, более чем в 15 раз превышающей российскую! Чем отличаются дороги в Америке от российских, как они выглядят и с какой скоростью по ним едут, объяснять не надо, достаточно посмотреть фильмы. Через всю страну тянутся многорядные highways.
Любопытно еще другое: показатель был самым низким с… 1949 года. В частности, цифра погибших в 2010 году была на 10 с лишним тысяч меньше, чем в 1990 году (тогда на дорогах США погибло почти 47 тысяч). То есть дорожная сеть развивается, население увеличивается, число автомобилей в домохозяйствах растет, а смертность в ДТП падает!
То же с курением. Туристы, приезжающие в США, восклицают: ах, какой тут воздух! Да, потому что к здоровью страна подходит комплексно, включая экологические требования к предприятиям и машинам. В России, как водится, пошли по иному пути. Бросьте сигарету и встаньте под КамАЗ или "Икарус", подышите свежим воздухом…
Показательна была история с переходом на "Евро-3". В Евросоюзе действует "Евро-5", скоро вступит в силу "Евро-6", Россия едва-едва ввела "Евро-3". Как же — у нее же девять десятых транспортного парка не соответствует более высоким стандартам. То есть чадит и воняет. Но этот факт никого не беспокоит с точки зрения здоровья нации.
Равно как и состояние рекреационных зон, многие из которых попросту загажены, потому что этим тоже никто не занимается. Даже вывоз мусора осуществляется во многих регионах через пень-колоду. Стоит лишь посмотреть, как выглядят периметры многих дачных поселков и прилегающих к ним лесов и полей. Пляжи, на которых будет нельзя курить, без сомнения, являются в России также образцом чистоты, ухоженности и безопасности.
Но с этого ракурса здоровье нации также никого не заботит. Возможно, в том числе потому, что те, кто принимают решения, действительность в этом разрезе либо не особенно видят, либо не особенно ею интересуются. На престижных направлениях с мусором все в порядке, древние автобусы там давно не бегают, а машины по определению не чадят, потому что это только иномарки высокого класса.
Что касается остальных, то новый запрет, конечно, уменьшит число курильщиков, хотя бы в силу того, что некоторым просто лень будет бегать в "специально отведенные места", особенно по морозу. Но в целом он вряд ли существенно скажется на здоровье нации, цифрах смертности от инфарктов, алкоголизма, рака, бытовых инцидентов.
Низкое качество российской жизни измеряется не только и не столько табачным дымом, а совсем другими характеристиками.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции