МОСКВА, 22 фев — РИА Новости, Мария Ганиянц. Выставка "Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов", которая откроется 26 февраля в ГМИИ им. Пушкина, впервые даст возможность московской публике увидеть "Итальянский альбом" и серию "Итальянские натурщики в национальных костюмах", сообщили РИА Новости организаторы выставки.
"Итальянский альбом", который содержит 33 жанровые зарисовки и лист с дарственной надписью графине Витгенштейн, созданные художником в Италии в 1828-1832 годах, был включен в первый отечественный закрытый паевой инвестиционный фонд художественных ценностей (ЗПИФ ХЦ) "Атланта Арт". Этот альбом долгое время не был известен не только широкой публике, но и специалистам. По мнению экспертов ГМИИ им. Пушкина, представленные произведения, позволяют по-новому взглянуть на Брюллова-рисовальщика, проникнуть в его творческую лабораторию. Второй альбом Брюллова принадлежит собранию Русского музея.
Предстоящая выставка — совместный проект ГМИИ им. Пушкина, фонда "Атланта Арт" и Государственного Русского музея, где уже была показана в контексте других работ художника, весной прошлого года. Экспонирование объектов, включенных в арт-ПИФ, в крупнейших музеях — часть стратегии капитализации фонда как нового на финансовом рынке инструмента.
"Выставка в музее для нас это возможность показать нашу коллекцию широкой публике, сделать ее публичной и узнаваемой, — это повышает капитализацию коллекции", — сообщила РИА Новости гендиректор Управляющей компании "Атланта" Валерия Панкова.
Она добавила, что для фонда "Атланта Арт" это возможность пробудить интерес не только к инвестициям в искусство, но и к инвестициям в ценные бумаги (паи) паевого фонда, которые котируются на бирже.
"Ведь чем больше у нашего фонда пайщиков, тем больше возможностей для приобретения предметов искусства", — пояснила она.
Как она ранее рассказала РИА Новости, помимо выставок на территории России планируются показать собрание и за границей.
Арт-ПИФы — новый финансовый инструмент для российского рынка. До недавнего времени на территории нашей страны действовали два подобных арт-фонда.
ЗПИФ ХЦ "Атланта Арт" был окончательно сформирован в 2010 году после того, как в России вышел закон, разрешающий создание закрытых паевые инвестиционных фондов художественных ценностей, которые аккумулируют предметы искусства. Основой фонда стал "Итальянский альбом" Брюллова, в который вошли натурные этюды, зарисовки итальянских крестьянок и крестьян, монахов, музыкантов. Актив оценили в 4,4 миллиона долларов.
Управляющие компании размещают акции ЗПИФ ХЦ на бирже, проводят выставки, тем самым повышая капитализацию актива. А по истечении срока жизни фонда (максимум 15 лет), расформировывают его.
Второй российский подобный фонд "Собрание. Фотоэффект", самый крупный в мире закрытый паевой инвестиционный фонд художественных ценностей, сформированный на основе коллекции из 700 тысяч фотографий и негативов общей стоимостью почти в 500 миллионов долларов, объявил о расформировании в конце прошлого года. Фонд будет расформирован через аукцион (который идет уже сейчас), так как по закону его активы не могут быть возвращены владельцам-пайщикам другим путем.
В активах "Фотоэффекта" — архивы Александра Родченко, Анри Картье-Брессона, уникальные работы британца Роджера Фентона и дагерротипы Жиро де Пранже, личные архивы выдающихся деятелей XX века и многочисленные произведения отечественных и зарубежных мастеров фотоискусства, а также крупнейшая коллекция военных репортерских фотографий, которые планировалось открыть для исследователей.
Фонд также был сформирован сроком на 15 лет, управляющая компания собиралась продвигать российскую фотографию и формировать рынок внутри своей страны, в том числе и за счет создания истории российской фотографии, многотомных качественных исследований, которые откроют всему миру, что фотография в России есть.
Причина, по которой было принято решение о закрытии фонда художественных ценностей, — дальнейшая экономическая нецелесообразность его обслуживания, которое оказалось слишком дорогим (страховка, хранилище и прочие расходы). По мнению экспертов, среди причин расформирования Фонда — политика закрытости, при которой не проводились масштабные выставки, и собрание не было обнародовано.