МОСКВА, 22 фев — Прайм. Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла в первом чтении проект закона о противодействии незаконным финансовым операциям, который, помимо других механизмов, устанавливает возможность субсидиарной ответственности руководителей и владельцев компании по ее обязательствам своим личным имуществом.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Проект разработан во исполнение поручения президента РФ, в котором правительству необходимо принять меры по повышению результативности работы по выявлению и пресечению финансовых операций, в том числе с использованием фирм-однодневок, направленных на легализацию доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, получение коррупционных доходов.
Законопроектом устанавливается, что если банкротство должника наступило вследствие действий или бездействия контролирующего должника лица, руководителя должника, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Законопроект устанавливает порядок определения размера субсидиарной ответственности контролирующего лица, руководителя должника, который равен общему размеру требований кредиторов, оставшихся непогашенными из-за недостаточности имущества должника.
Предлагается внести изменения в следующие законы: "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части расширения оснований для отказа в государственной регистрации; "О бухгалтерском учете" в части обеспечения сохранности бухгалтерской и иной документации при смене руководства организации и "О несостоятельности (банкротстве)" в части установления материальной ответственности контролирующих должника лиц, руководителей должника и членов ликвидационной комиссии, действия которых повлекли банкротство.
Законопроект предлагает поправки в Гражданский кодекс в части установления срока ликвидации юридического лица по решению учредителей или уполномоченного государственного органа, в Налоговый кодекс и закон "О налоговых органах РФ" в части конкретизации полномочий налоговых органов. Так, проектом предлагается дополнить Налоговый кодекс положением о взыскании налогов и сборов (пеней, штрафов) при неисполнении ликвидационной комиссией обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов), возникшей после принятия в соответствии с гражданским законодательством решения о добровольной ликвидации организации.
Вносятся изменения, направленные на возможность получения налоговыми органами сведений о наличии счетов физических лиц, и дополнение, предусматривающее закрепление обязанности налогоплательщика-организации получать почтовые отправления налоговых органов по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.
"Внесение указанных изменений обусловлено необходимостью исключения фактов сообщения налогоплательщиками недостоверных адресов, затрудняющих переписку с налогоплательщиками и доставку документов налогового органа", — поясняется в материалах.
Проектом вносятся изменения и в закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, направленные на пресечение незаконных финансовых операций с учетом новых рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), принятых в феврале 2012 года. Так, например, расширяется перечень организаций, обязанных участвовать в исполнении требований этого закона, а также актуализируется перечень операций, подлежащих обязательному контролю.
Федеральные законы "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О банках и банковской деятельности" дополняются нормами, согласно которым органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, получают право в процессе реализации этой деятельности осуществлять на основании решения суда доступ к информации, содержащей банковскую тайну.
В соответствии с рекомендациями ФАТФ, вступившими в силу в феврале 2012 года, Уголовный кодекс предлагается дополнить положениями, предусматривающими конфискацию доходов от преступлений экономической направленности, оптимизирующими ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, а также за общественно опасные нарушения законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств.
Проектом также предложено установить уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств в валюте РФ и (или) в иностранной валюте, а также дорожных чеков либо внешних или внутренних ценных бумаг.