Дмитрий Виноградов
Просмотр немецкого фильма "Андреас Баадер. Враг государства" вызвал одну из самых бурных дискуссий за всю практику "Открытых показов" Центра документального кино DOC. Фильм посвящен основателю леворадикальной организации RAF.
Отвечая на вопрос ведущей Катерины Гордеевой, может ли добро быть злым, представители левых и либералов жестко спорили с депутатом Госдумы Сергеем Поддубным, на помощь которому поспешил явившийся как простой зритель телеведущий Максим Шевченко.
Террорист с обложки
Террористическая группировка "Фракция Красной Армии" (RAF) - одно из самых неоднозначных явлений в политике Западной Европы второй половины ХХ века. Созданная в конце 1960-х в ФРГ немецкими леваками-интеллектуалами, ячейка довольно быстро от политических перформансов, напоминающих наши монстрации, акции "Войны" и Pussy Riot, быстро перешла к настоящему терроризму: налетам на банки, нападениям на американские военные базы, угонам самолетов, убийствам крупных чиновников.
Во главе RAF стоял бунтарь и красавчик Андреас Баадер, по своей харизме способный поспорить с Карлосом Шакалом и Че Геварой. Вскоре к нему примкнула популярная журналистка левых взглядов Ульрика Майнхоф - ее уход в подполье был для ФРГ настоящим шоком, как если бы от публицистики к терроризму перешел кто-нибудь из известных российских обозревателей, не покидающих экраны телевизоров, например, Михаил Леонтьев.
Кадр из фильма "Андреас Баадер. Враг государства" (Andreas Baader - Life of a public enemy)
Надо сказать, что в целом с задачей отразить причины возникновения RAF, взгляды и требования ее членов авторы фильма справились слабо - об этом прямо говорили участники дискуссии. А член фракции "Единая Россия" Сергей Поддубный, который ранее с историей Баадера-Майнхоф был не знаком, честно сказал, что из фильма мало что понял.
Впрочем, возможно, режиссер Клаус Штерн и не ставил такой задачи. В центре его внимания - личность самого Баадера, его эволюция от школьного изгоя, который скрывался от побоев одноклассников, "играя с машинками под столом", до самого опасного немецкого преступника, как называли его власти.
Андреас Баадер, по отзывам тех, кто с ним встречался, одновременно "был политиком, знал все о власти и уверенно шел к цели". И в то же время - крайне неприятным типом, который избивал свою подругу, а криминальную карьеру начинал с магазинных краж и угонов машин ради развлечения.
"Социализм - это была лишь маска, роль", - вспоминают о Баадере знакомые. По их словам, главное, чего ему хотелось - это жить на широкую ногу, тратя деньги на дорогие отели, и быть в центре внимания. "Когда-нибудь ты будешь мною гордиться. Я буду на первых полосах газет", - обещал он своей подруге-художнице, предлагая еще немного потерпеть побои. Обещание сбылось, только на страницы прессы Баадер попал в качестве террориста.
"Из него получился бы хороший солдат верхмахта"
И все же причины, по которым умные люди, которые вполне могли бы сделать карьеру в рамках системы, становятся на путь противостояния ей, из фильма "Андреас Баадер. Враг государства" остаются неясны - такое ощущение, что в фильме не хватает комментариев серьезного специалиста по психологии терроризма. Показанное на экране было больше похоже на попытки задним числом объяснить метаморфозу Баадера - когда финал известен, найти его предпосылки в прошлом не составляет труда.
"Фильм абсолютно лживый. Это пропагандистский фильм, снятый по заказу властей, - сразу после показа высказался известный публицист левого толка, сам создававший леворадикальные группы в СССР Александр Тарасов. - В фильме нет ни одного сторонника Баадера". Вместо этого, замечает Тарасов, о Баадере рассказывают его враги - бывшие главы силовых структур и адвокат, "который предал рафовцев".
Художник-акционист Анатолий Осмоловский поддержал критику фильма: из него следует, что в группировку RAF люди вступали, исключительно следуя за личной харизмой Баадера. Между тем, "RAF сдала оружие только в 1993 году. Ну какая харизма?" - недоумевает Осмоловский.
Нелегкую миссию рассказать о сути деятельности RAF и, главное, ее уроках для современной России взял на себя председатель правления правозащитного общества "Мемориал" Александр Черкасов.
Дискуссия после открытого показа немецкого фильма "Андреас Баадер. Враг государства" в Пресс-центре РИА Новости
Пафос молодых немецких бунтарей заключался в том, что спустя два десятилетия после разгрома фашистской Германии "ее сущность во многом не изменилась" - во главе ФРГ стояли те же деятели, что начинали свою карьеру еще во времена Третьего Рейха, тайная полиция следила за оппозиционерами, подозревая их в симпатиях к СССР, а в тюрьмах применялись пытки (вскоре участники RAF почувствуют их на себе, в частности, на Майнхоф испытывали воздействие сенсорной депривации, а позже она погибла в тюрьме).
И действительно, самые теплые слова, которые прозвучали в адрес Баадера от его судьи, - это то, что из Андреаса, будь он чуть постарше, "получился бы хороший солдат вермахта". Ему не хватало только дисциплины.
"Наша страна не изменилась, но она должна меняться. Это был манифест того поколения", - пояснил Черкасов.
"Осталось два-три года"
"Еще Ленин говорил, что Россия отстает от Запада на 50 лет, - вновь взял слово художник Осмоловский. - Соответственно, у нас сейчас 1962 год, мы находимся на пороге молодежной революции".
После этого спор, то и дело превращавшийся в перепалку, уже ничто не могло остановить. То, что власть действительно не очень хорошо слышит молодых оппозиционеров, как нельзя лучше подтвердил комментарий депутата Госдумы Сергея Поддубного. По его словам, у Баадера явно "было очень много комплексов" - возможно, сыграло роль то, что богемная среда, в которой благодаря своей матери и дяде он провел детство, "была не очень нормальная".
Либерал и член Координационного совета оппозиции Илья Яшин возразил депутату: терроризм появляется вовсе не от того, что кто-то в детстве "много общался с художниками". Терроризм, считает Яшин, появляется, когда люди недовольны жизнью и властью, а каналов для выражения недовольства практически не имеют.
Россия, напомнил оппозиционер, опять побила рекорд по количеству миллиардеров - "и никто не верит, что эти деньги нажиты честным путем: так, как воруют сейчас, в России не воровали никогда". При этом "18 миллионов человек живут за чертой бедности".
После этого участники дискуссии уже совсем перестали друг друга слышать.
"То есть вы предлагаете, как Баадер, воровать машины?" - уточнил у Яшина депутат Поддубный. По мнению депутата, ситуация в стране вовсе не такая отчаянная, как уверяет оппозиция. Поэтому, чтобы в России не произошло ничего подобного, всего лишь "не нужно просто показывать такие фильмы" - чтобы не давать молодежи отрицательный пример.
Участник дискуссии Сергей Поддубный после открытого показа немецкого фильма "Андреас Баадер. Враг государства" в Пресс-центре РИА Новости
Как рассказал депутат, в прошлом участник Паралимпийских игр, он много общается с молодежью из числа спортсменов, "а эти люди заняты делом, и у них есть конкретные цели, и им некогда заниматься революциями". Поддубный напомнил также, что он из Сибири, а там, по его заверениям, народ настроен вовсе не так оппозиционно, как либералы и леваки Москвы.
"Вам напомнить про "приморских партизан"? (группировка, по идеологическим мотивам совершавшая нападения на полицейских - РИА Новости)", - спросил депутата Тарасов.
По прогнозу Осмоловского, у российской власти еще есть "года два-три".
Помощь зала
На помощь Сергею Поддубному, который в одиночку явно не справлялся с Яшиным, Осмоловским и Тарасовым (организаторы приглашали и многих других представителей партии власти, но пришел только один), неожиданно поспешил оказавшийся в зале телеведущий Максим Шевченко. Он умело перешел на личности "московской лохматой интеллигенции", не заметив, что этим самым только подтвердил их алармистские настроения.
Шевченко обвинил интеллигенцию и либералов в том, что они не видят: "в России ситуация RAF давно существует" - а именно на Кавказе. "Московская лохматая интеллигенция ни разу не вступилась за Нальчик (столкновение федеральных властей и боевиков в 2011 году - РИА Новости), не видит, что в Дагестане ежегодно гибнет 400 человек, таких как Баадер", - предъявлял обвинения Шевченко. По словам телеведущего, когда в 2011 году в Махачкале убили редактора газеты "Черновик" Хаджимурата Камалова, его похороны превратились в 7-тысячный митинг - в Москве же никто ни на какие пикеты не выходил. "Для вас Кавказ эта другая страна", - обрушился он на либералов и стал требовать Осмоловского ответить, бывал ли тот в Махачкале.
Очевидно, телеведущий полагает, что каждый, кто рассуждает о судьбах родины, должен лично побывать во всех ее горячих точках.
Но все ли зрители – а зал был полон молодежи – разделяют его мнение? Этот вопрос остался открытым.
По крайней мере, один из зрителей сказал, что он оправдывает убийство нацистов.
В ответ на это заявление гости впервые за всю дискуссии проявили единодушие: отметив, что ключевое слово в этой фразе все-таки "убийство", они назвали такой террор преступлением.
Закончился вечер на оптимистичной ноте: ведущая Катерина Гордеева задала всем присутствующим вопрос, оправдывают ли они террор. Отвечали гости однозначно – что никакого террора они не желают, и никто никого убивать не призывает.