С.-ПЕТЕРБУРГ, 22 фев – РИА Новости. Критерии оценки творческих вузов вполне логичны, но этого не скажешь о предложении Минобрнауки оценивать эффективность остальных вузов по количеству безработных выпускников, вставших на биржу, считает руководитель рекрутингового портала HeadHunter по СЗФО Юлия Сахарова.
Ранее Минобрнауки России заявило, что планирует изменить критерии ежегодного мониторинга эффективности вузов и будет учитывать число выпускников, оказавшихся на бирже труда после окончания учебного заведения.
Критерии оценки эффективности творческих вузов изменятся - Минобрнауки. Подробнее >>
"Наказывать" вуз по критерию количества выпускников на бирже труда бессмысленно: во-первых, на биржу обращаются далеко не все, во-вторых, карьерные сценарии могут быть самые разные. Например, специалист закончил технический вуз, но делает успешную карьеру в продажах сложного оборудования. Или экономист открывает свой небольшой бизнес в ритейле. Специалисты в Европе и Америке в среднем меняют профессию 2-5 раз за жизнь. И это косвенно свидетельствует о том, что базовый вуз заложил хорошую образовательную основу, позволяющую специалисту карьерно развиваться и своевременно менять направления самореализации", - комментирует инициативу чиновников Юлия Сахарова.
Необходимо разбираться не со следствием, а с причиной, распутывать узел системных проблем с момента, когда человек только начинает задумываться о профессиональном самоопределении, считает эксперт.
"Начинать профориентационные мероприятия нужно даже не со школы, а с детского сада – возить детей на предприятия, показывать разные профессии, разные отрасли. В школьном возрасте все дети в обязательно порядке должны проходить качественную профориентацию, это должно быть задолго до поступления в вуз, а никак не после, когда профессия уже получена, а найти себя в ней у выпускника не получается, и в результате государственные деньги тратятся неэффективно", - уверена Сахарова.
По ее словам, оценка эффективности вузов "по сомнительным критериям, осуществляемая постфактум, на ситуацию повлияет только в худшую сторону".
"Есть рациональное зерно в предложении использовать данные ФНС и анализировать рост налогов на доходы физического лица (выпускника) в разрезе специальности, полученной в вузе; профессии, по которой выпускник работает после вуза и учебного заведения, которое он окончил. Это должен быть динамический показатель, необходимо отслеживать его изменения на протяжении минимум трех лет, в этом случае он может служить основанием для экспертной оценки эффективности того или иного вуза и сможет использоваться в качестве объективного ориентира для абитуриентов", - добавила эксперт.