Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
Вице-спикер Госдумы от "Единой России" Сергей Железняк, который получил широкую известность в конце прошлого года, когда поскандалил с Алексеем Навальным, выступил с инициативой брать налоги с блогеров, подрабатывающих скрытой рекламой. Имеется в виду, что многие популярные в соцсетях люди пишут добрые слова о каких-то брендах, заведениях, компаниях. В этом господин Железняк узрел осознанное сотрудничество блогеров с рекламодателями. За свою деятельность, возмущается депутат, участники соцсетей получают "черный нал", чем нарушают налоговое законодательство.
По мнению Железняка, мимо государства таким образом проходят десятки миллионов долларов в год. Предложение простое: любое стимулирующее упоминание бренда в блоге будет приравниваться к рекламе. Желаете подработать на скрытом продвижении? Регистрируйтесь в качестве предпринимателя и платите соответствующий налог.
Когда идея вице-спикера Госдумы выльется в законопроект, из его слов понять сложно. Неделю назад он заявил, что до конца 2013 года документ может быть внесен в Думу. А в четверг выразился более обтекаемо – идет экспертное обсуждение, а потом предложения вынесут на суд общественности. Хотя и сейчас ничего не мешает обсудить эти предложения.
Скрытые миллионеры
Караул! В соцсетях популярные блогеры зарабатывают! Секрет Полишинеля, честное слово. Есть люди, которые поставили это на поток, имеют свои расценки, индексируемые на уровень инфляции. Зарабатывают не только прямой рекламой в виде баннеров, но и продакт плейсментом, который многие считают едва ли не самым эффективным способом убедить людей выбрать конкретный товар или услугу.
Последнее утверждение – из области очевидного, но не доказуемого. Как, кстати, и сам факт продакт плейсмента.
Сеть потрясало несколько скандалов с разоблачением проплаченных постов известных блогеров. Например, когда хакеры вскрыли почту Кристины Потупчик, на тот момент пресс-секретаря движения "Наши". Но, несмотря на громкие разоблачения в интернете, за руку никого не ловили и примерно не наказали.
Поэтому как хочешь, так и воспринимай частые рассказы блогера об уютных ресторанчиках, украшенные фотографиями и описанием меню, или упоминания модной марки телефона. Может, из любви к искусству делятся впечатлениями, а может, и имеют доход. Не очень представляю, что может измениться после принятия законопроекта, о котором говорит Железняк.
Искусство требует творческой необходимости
В России продакт плейсмент законодательно не регулируется, поскольку фактически является скрытой рекламой. На него не распространяется действие закона "О рекламе". От действия положений этого закона освобождается "упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера". Фактически творцы могут упоминать что угодно, объясняя это художественной необходимостью. И для блогеров тут исключения сделать не получится.
Железняк, который 20 лет занимается рекламой, и сделал на ней огромное состояние, не может этого не знать. Как и того, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже больше 10 лет безуспешно пытается биться с теми, кто практикует продакт плейсмент, но особых успехов на этом поприще не добилась. Возможно, именно поэтому антимонопольщики влились в работу над законопроектом против блогеров.
Понимаю и даже во многом поддерживаю антимонопольный комитет, поскольку большая часть российского продакт плейсмента – просто наглое издевательство. То есть, всем понятно, что это реклама, причем настолько топорная, что оторопь берет. При этом у ФАС практически связаны руки.
Среди образчиков же продакт плесмента иногда встречаются совершенно выдающиеся. Вот например, популярный некогда сериал "Марш Турецкого", в одном из сезонов которого очень стимулирующим образом упоминали салон "Арман Пежо". Следователь ежедневно объяснил коллегам условия кредита, на который он приобрел иномарку. Доходило до абсурда. В одной из серий Турецкий отсутствовал из-за отпуска, и флаг у него перехватил профессор химии, который буквально за пять минут до смерти подробно поведал по телефону, в каком салоне купить кредитный "Пежо". Сказал – и умер. То есть, не унес важную информацию в могилу.
Но Железняк объясняет, что анализировать блоги на предмет скрытой рекламы будут не люди, а машины. Например, программно-аппаратный комплекс для обработки больших данных, установка которого идет в ФНС. Но какая разница, кто будет определять факт продакт плейсмента – человек или машина? Мы и сами видим, что это скрытая реклама, но законодательство позволяет ей существовать.
Синдром Аль Капоне
Довольно распространенный в развитых странах метод: если не можешь взять человека за то, в чем подозреваешь, хватай за налоговые нарушения. Вспомнить того же Аль Капоне, которого посадили за неуплату налогов, а не за мафиозную деятельность. Именно налогами задумали прищучить и блогеров. Хочешь практиковать стимулирующее упоминание – зарегистрируйся в качестве предпринимателя, заключи договор с рекламодателем, и действуй.
Все это очевидно и весьма похвально. Но и сейчас человек с любых полученных доходов должен платить налог. Поэтому с точки зрения фискальных органов никаких дополнительных законодательных инициатив не нужно. Необходима исключительно активность налоговиков по разоблачению теневых сделок.
Тем более не очень понятно, зачем блогеру регистрироваться как предпринимателю и платить страховые взносы, которые с этого года увеличились вдвое, если компания может заключить договор и с частным лицом? В этом случае человек платит лишь 13%. Вот и получается, что с какой стороны не возьмись, а инициатива Железняка и предполагаемая ее реализация выглядят более чем сомнительно.
На самом деле, и со скрытой рекламой, и с уходом от налогов нужно бороться. Но только эффективными методами. Например, изменением законодательства, которое могло бы регулировать эту скрытую рекламу.
Не только законопослушность заставляет меня не любить скрытую рекламу. Просто неприятно. Когда без предупреждения, устами симпатичных мне людей рассказывают о прелестях того или иного товара, то пытаются манипулировать моим выбором на куда более глубоком уровне, чем это происходит с обычной рекламой.
С другой стороны, я тоже часто зависаю в соцсетях, общаюсь с друзьями, делюсь впечатлениями, в том числе, и о каких-то магазинах, машинах, духах и пр. Чертовски не хочется постоянно себя одергивать: не упомянула ли я какой-либо бренд, не может ли это быть приравнено к скрытой рекламе? К примеру, публикую я призыв к друзьям, как это принято: "Кто сейчас в районе центра, пошли в ресторан "Такой-то" (никакого конкретного названия). Там вкусно и дешево". И что? Тут же претензия из налоговой?
Или другая ситуация: все же знают, что соцсети – величайшая жалобная книга, позволяющая излить ярость на обидчика, сотового оператора, телевизионную программу, некачественные товары. Антиреклама – это тоже реклама, но заказанная конкурентом. Другое дело, что доказать это сложно, что признает и Железняк. Всегда ведь можно заявить: это мое личное мнение, опровергните его с фактами. Но все равно как-то не хочется жаловаться под колпаком у Железняка.
Вот и спрашивается: зачем понадобился законопроект, который ничего не изменит? И тут закралась мысль – а вдруг Железняк провоцирует своего оппонента Навального раскопать побольше зарубежных счетов депутата? Потом он оскорбится, сдаст мандат и поедет в Лондон доказывать свою невиновность. Ну, или все наоборот. Но это так – в плане фантазии.
Главное, что очень бы не хотелось, чтобы такая инициатива реализовалась. Представляю себе утренний фейсбук – 100 постов от друзей "С добрым утром!" и все. Нет, лучше пусть утро будет бодрым.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции