ТОМСК, 21 фев – РИА Новости, Анастасия Селянина. Учителя российских школ недостаточно обучены работе с интерактивными досками и признаются, что используют их возможности в своей преподавательской деятельности только на 10-15%, рассказал в четверг руководитель компании — федерального координатора проекта "Центр компетенций: интерактивная среда обучения" (Москва) Евгений Козиоров на межрегиональном образовательном форуме в Томске.
Интерактивная доска представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации.
Доской можно управлять как с помощью специального стилуса, так и с помощью прикосновений пальцем. Это зависит от того, какие технологии были использованы при изготовлении доски. Связь доски и компьютера двусторонняя, а палец или перо (стилус, ручка) интерактивной доски работает как мышь.
По словам Козиорова, интерактивные доски зачастую становятся хорошим стимулом для повышения интереса школьников к учебе, и их желание работать на уроке с использованием таких технических новинок значительно возрастает. Он отметил, что пока в России лишь 15% учебных классов оснащены интерактивными досками, в то время как, например, в Великобритании их число достигает 85%. При этом пока умение учителей работать с инновационными новинками оставляет желать лучшего.
"Во многих областях выступали, и задавался один вопрос — какой процент эффективности использования досок у вас в регионе. Цифры были в позапрошлом и прошлом году 10%, в этом году называют 15%", — сказал Козиоров.
Он отметил, что процент эффективности повысился за счет того, что "люди стали больше ходить в интернет, там больше ресурсов, и стали немного самообучаться".
Доска доске рознь
По словам специалиста, все большую популярность приобретают интерактивные доски нового поколения — сенсорные доски, которые не только реагируют на касание руки, но и позволяют работать одновременно трем ученикам. Он отметил, что важно научить учителей понимать возможности этого оборудования, разбираться в модификациях и самостоятельно определять, какие модели подойдут для работы, чтобы "не идти на поводу у поставщиков".
"Это очень непростой инструмент, одно из немногих типов оборудования, где сама "железка" — это вершина айсберга, и очень много скрыто под водой. И наша задача, чтобы вот эту подводную часть видели все", — сказал Козиоров.
По словам руководителя проекта "Интерактивная среда обучения" Юрия Яковлева, в силу недостатков законодательства, в частности, несовершенства конкурсных процедур, зачастую школы покупают доски по минимальной цене. Технические возможности такого продукта весьма ограничены.
"Имеет смысл обучать на качественных досках, из простой доски ничего не выжмешь. Доска старого поколения с неполным функционалом, но с этим тяжело бороться, нужно менять законодательство. По нашему законодательству лучшая доска не может пройти по тендеру… Обучившись работе на доске нового поколения, вы сможете работать и на более низких моделях. Поэтому наш проект берет на себя эту функцию, готовим кадры, сертифицируем их", — рассказал Яковлев.
Эксперты также отметили, что на рынке нередко попадаются некачественные интерактивные доски китайского производства, и школы также покупают их.
Томская картина
По словам представителя томского департамента общего образования Томской области Юрия Серова, в регионе не осталось ни одного учебного заведения, где бы не было хотя бы одной интерактивной доски. В среднем на школу приходится три-четыре доски. В целом за последние три года на федеральные средства в образовательные учреждения региона было закуплено более одной тысячи интерактивных досок, при этом школы нуждаются еще в таком же объеме гаджетов. Пока же ими полностью оснащено только начальное звено.
При этом, подчеркнул Серов, важно не только покупать современное оборудование, но и обучать педагогов работе с ним.
"К сожалению, практика показывает, что находясь в школах, оно не совсем эффективно используется по причине того, что не все знают, что с ним можно делать", — сказал Серов.
Он также отметил, в феврале 2013 года в Томске открыто три центра компетенции по обучению работе с интерактивными досками. Подобные центры планируется открыть и в районах области.
В Томской области работают около 350 школ, в них – более двух тысяч учебных кабинетов.
Форум "Интерактивная среда обучения" организован департаментом общего образования Томской области и департаментом среднего профессионального и начального профессионального образования региона совместно с центром компетенций "Интерактивная среда обучения". В нем приняли участие представители школ регионов Сибири и Дальнего Востока.