Еврейский музей — это более 8 тысяч квадратных метров интерактивной экспозиции. Это минимум артефактов и максимум реконструкций. Это географическое путешествие во времени и рассказ о жизни древнего народа в России с XVII по XX века.
14 часов аудио- и видеоматериалов
Его называют самым высокотехнологичным музеем на всем постсоветском пространстве. Еврейский музей и центр толерантности — это интерактивные инсталляции, трехмерные видеореконструкции, айпады, и, конечно же, 4D кинотеатр.
При просмотре ролика об истории евреев от Сотворения мира до Исхода из Египта зрители отмахиваются от несметных полчищ саранчи, утираются от мелких водных брызг и подпрыгивают в подвижных "умных" креслах.
"Всего здесь закачено 14 часов аудио — и видеоматериалов, понятное дело, что и дня не хватит для того, чтобы все это освоить, — рассказывает председатель правления Еврейского музея и центра толерантности Борух Горин. — Поэтому что-то можно скопировать, можно отправить себе на электронную почту".
Центральная часть музея — реконструкция штетла, что в переводе с идиша означает "городок" или "местечко". Это — средоточие жизни российских евреев в так называемой черте оседлости.
"В нашем музее штетл воссоздан таким образом, что понятны основные центры людского пребывания в типичном местечке. Здесь есть школа, есть штибл — это такая хасидская молельня, где люди сидели и большей частью пели. Это рыночная площадь, где рядом с торговками, продающими рыбу и домашние соленья, играют уличные музыканты", — поясняет Борух Горин.
А рядом с рынком — дом, в котором еврейская семья, воссозданная в 3D-формате, собралась на субботнюю заповеданную трапезу.
Столик в одесском кафе и расстрел раввинов
В середине XIX века евреи из штетлов, представляющих собой, говоря на современный лад, нечто вроде поселков городского типа, стали активно переезжать в города.
"Они обрели право на свободу передвижения и устремились, кто в Варшаву, кто в Киев, кто в Одессу. Конечно же, в нашем музее нашлось место для интерактивного одесского кафе. В нем можно подсесть за столик к Шолом-Алейхему, Исааку Бабелю, Полине Венгеровой. На самих столиках транслируются видеофильмы, которые раскрывают суть мировоззрений этих и других известных людей", — говорит Борух Горин.
В таких городских кофейнях в конце XIX — начале ХХ веков молодежь обсуждала идеи сионизма, марксизма, социализма.
Председатель правления Еврейского музея и центра толерантности Борух Горин считает, что именно павильон "Революция" отражает общую концепцию самого музея. Этот павильон — не об истории, какой нам бы ее хотелось или, напротив, не хотелось видеть. Он — об истории, какой она была на самом деле.
"Потому что нельзя сказать однозначно вот, к примеру, годы революции — это были хорошие или плохие времена для евреев. Как известно, "времена не выбирают, в них живут и умирают". В этом зале мы рассказываем о массовых расстрелах раввинов, о повсеместном уничтожении советской властью синагог, и в тоже время — об электрификации, индустриализации, о еврейских колхозах. А люди вступали в них с большим желанием, поскольку получили возможность трудиться на земле и возделывать ее", — рассказывает Борух Горин.
В этом зале можно получить полную информацию о евреях, — активных участниках белогвардейского движения, о тех, кто был идеологическим противником советской власти и о тех, кто считался ее лидерами: Троцком, Свердлове, Когановиче и других.
"Кубанская этажерка" и тест на толерантность
Великая Отечественная война, рассказы о гетто, нацистских лагерях смерти, о самом фронте представлены в музейной экспозиции в частных воспоминаниях, записанных интервью, письмах и фотографиях той поры.
В этом зале нашлось место и для легкого фанерного самолета ПО-2. В начале войны его называли "кубанской этажеркой", а женский ночной авиаполк, для которого он предназначался, окрестили"Дунькиным". Однако в историю Второй мировой летчицы "кубанской этажерки" вошли под именем "ночные ведьмы".
"Это были девчонки — некоторым из них еще не исполнилось и двадцати лет — которые летали на деревянном самолете, именно поэтому немцы и не могли его запеленговать. Но любое попадание в ПО-2, даже из нагана, означало, что этот самолет сгорит за 2-3 минуты. Мы его поставили здесь в память о единственной еврейке-Герое Советского Союза Полине Гельман, которая воевала на этом самолете", — сказал Борух Горин.
Евреям известным и самым рядовым посвящены и другие предметы экспозиции, рассказывающей о послевоенных, перестроечных и постперестроечных годах.
Центр толерантности, находящийся при музее, к самой экспозиции не имеет прямого отношения. Это зал, в котором установлены айпады с установленными на них небольшими фильмами, призывающими нас к терпимости и любви к ближнему. Каждый фильм — это чья-то конкретная человеческая история. А еще здесь можно пройти тест на толерантность. Для некоторых, между прочим, результаты такого теста становятся настоящим открытием.