МОСКВА, 20 фев — РИА Новости. Лекция искусствоведа, старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи Татьяны Ильиной "Триумф и трагедия Казимира Малевича", приуроченная к 135-летию со дня рождения одного из самых известных русских художников-авангардистов, состоялась в пресс-центре РИА Новости в рамках проекта ЛектоРИА.
Шутка художника? Шедевр? Откровение? По поводу "Черного квадрата", созданного почти столетие назад, единого мнения нет до сих пор, но это не мешает именно супрематическим картинам художника — а в разные годы он творил в импрессионистской, символистской, близкой реалистической традиции манере — оставаться самыми дорогими среди его работ. Самая дорогая картина художника "Супрематическая композиция" в 2008-м году была продана на Sotheby's за 60 миллионов долларов.
"Малевич — одна из самых спорных и в то же время неизменно привлекающих к себе внимание фигур двадцатого столетия, — рассказала на лекции Ильина. — Ему суждено было необычайно емко выразить в своем творчестве всю проблематику двадцатого столетия, так как в западноевропейском искусстве это сделал Пикассо".
Искусствовед обратила внимание, насколько новаторскими оказались идеи Малевича, нашедшие применение в самых разных сферах искусства: промышленном дизайне и моде, архитектуре и книжной графике. Придуманная им эстетика успешно развивается до сих пор.
"Малевич считал супрематизм высшей стадией искусства. Он пытался выйти за пределы телесного тяготения, — рассказала Ильина. — Художник хотел выйти за пределы видимого мира, он не случайно выбрал квадрат. Это магическая форма, представление о том, как устроен наш мир. Его можно увидеть как дыру в белом пространстве, как объект на фоне белого. Это форма, в которой есть потенциал ко всем остальным формам".
Лекция завершилась голосованием, на котором зрителям предложили самим выбрать, что же такое "Черный квадрат": шутка художника, буква нового художественного языка или современная икона? Участники лекции предпочли второй вариант.
А вот сам Малевич выбрал бы последний: свое произведение он считал новой иконой и способ экспонирования выбрал соответствующий — в красном углу комнаты, там, где обычно висели иконы.
Казимир Малевич, художник-авангардист, один из создателей супрематизма, родился 23 февраля 1878 года в Киеве. Начиная с даты рождения, вся его жизнь сопровождалась мистификациями. Например, он утверждал, что закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но в реальности так в него и не поступил. Официальная хронология создания его произведений не соответствует реальному времени: на картинах стоят ложные даты.