Международная космическая станция сегодня используется как единственный на орбите многоцелевой космический исследовательский комплекс, регулярно посещаемый космонавтами и астронавтами. В реализации проекта участвуют 15 стран: США, Россия, Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
В основу создания МКС был положен опыт успешного функционирования российских пилотируемых орбитальных станций и американской многоразовой космической системы "Шаттл".
Создание Международной космической станции непосредственно на околоземной орбите началось 20 ноября 1998 года запуском с помощью российской ракеты-носителя "Протон-К" её первого модуля – функционально-грузового блока (ФГБ) "Заря", созданного на Государственном космическом научно-производственном центре им. М.В Хруничева.
4 декабря 1998 года состоялся старт космического корабля "Шаттл" "Индевор" STS-88 с американским модулем NODE-1 ("Юнити") на борту (программа МКС, номер полета — 2А). 7 декабря "Индевор" осуществил причаливание к ФГБ, перенос манипулятором и пристыковку модуля NODE-1 к российскому модулю. Экипаж корабля "Индевор" выполнил на ФГБ (внутри и снаружи) монтаж аппаратуры "ранней" связи и ремонтные работы. 13 декабря экипаж осуществил расстыковку, а 16 декабря — посадку.
12 июля 2000 года с помощью российской ракеты-носителя "Протон-К" на расчетную околоземную орбиту был успешно выведен третий модуль для МКС — служебный модуль "Звезда".
Служебный модуль — это наиболее сложный и ответственный элемент российского сегмента и всей международной космической станции. На него возлагаются задачи по централизованному цифровому управлению всей станцией, выполнению режимов ориентации, подъема и коррекции орбиты, жизнеобеспечению экипажа, управлению функционированием средств, обеспечивающих необходимые параметры среды обитания в замкнутом объеме в течение непрерывного пилотируемого полета.
26 июля 2000 года была осуществлена успешная стыковка служебного модуля "Звезда" с модулями "Заря" — "Юнити". На орбите начал функционировать комплекс "Звезда" — "Заря" — "Юнити" массой около 52,5 т
После успешной стыковки модуля "Звезда" Международная космическая станция была готова принять длительные экспедиции. До этого МКС была только эпизодически посещаемой.
31 октября 2000 года состоялся запуск транспортного корабля "Союз ТМ-31" с экипажем первой основной экспедиции МКС на борту. В состав экипажа входили два российских космонавта: Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев и американский астронавт Уильям Шеперд. 2 ноября ТК "Союз ТМ-31" успешно состыковался с МКС. С прибытием на МКС экипажа первой основной экспедиции станция стала постоянно обитаемой. На орбите был образован комплекс: "Союз ТМ-31" — "Звезда" — "Заря" — "Юнити" массой около 73 тонн.
На борту МКС, сменяя друг друга, по нескольку месяцев стали работать экипажи основных экспедиций, в состав которых входили российские космонавты и американские астронавты. Смена этих экипажей производилась с помощью американских кораблей "Спейс шаттл". Российские корабли "Союз", имеющие большой ресурс пребывания в космосе, служили в качестве средства спасения экипажа в случае необходимости срочного покидания станции.
8 февраля 2001 года состоялся старт корабля "Шаттл" "Атлантис" STS-98, который доставил и пристыковал к МКС лабораторный модуль "Дестини" ("Судьба"), в результате чего был образован комплекс в составе: пилотируемый корабль "Союз ТМ-31" — российский служебный модуль "Звезда" — функциональный грузовой блок "Заря" — американские модули "Юнити" и "Дестини". Масса комплекса — около 105 т.
14 июля 2001 года к станции пристыковался шаттл "Атлантис" STS-104, доставивший на МКС шлюзовую камеру "Квест", а 17 сентября грузовой корабль-модуль (ГКМ) "Прогресс М-СО1", доставил на Российский сегмент МКС стыковочного отсека-модуля "Пирс", выполняющий также роль шлюзовой камеры при выходах в открытый космос. Масса комплекса возросла до около 140,5 т.
В последующие годы был развёрнут энергетический узел мощных солнечных батарей. Для обеспечения работ в открытом космосе была установлена мобильная транспортная система с канадским дистанционным манипулятором Canadаrm-2.
Снабжение МКС осуществляется с помощью российских пилотируемых кораблей типа "Союз" и автоматических грузовых кораблей типа "Прогресс", а также американских кораблей системы "Спейс шаттл". Российские космические грузовики регулярно доставляют на МКС топливо, необходимое для осуществления манёвров с помощью реактивных двигателей, которые имеются только на российском сегменте.
В связи с произошедшей 1 февраля 2003 года катастрофой американского корабля "Колумбия", в которой погибли все 7 членов экипажа, были приостановлены полёты и других кораблей системы "Спейс шаттл": "Индевор", "Атлантис", "Дискавери". Соответственно остановилось и строительство американского сегмента МКС. Работоспособность станции до возобновления полётов американских кораблей поддерживалась лишь с помощью российских средств.
В 2005 году полеты кораблей системы "Спейс шаттл" возобновились, и строительство МКС продолжилось. На станцию были доставлены новые секции солнечных батарей, значительно повысившие её энерговооружённость.
В октябре 2007 года на МКС был доставлен изготовленный в Италии по заказу США соединительный модуль Node-2, называющийся "Хармони" ("Гармония"), который был в ноябре поставлен на осевой порт модуля "Дестини". В декабре 2007 года на МКС был доставлен Европейский лабораторный модуль "Колумбус", предназначенный для постоянной работы в составе МКС. В 2008–2009 годах в состав МКС вошел японский модуль "Кибо" ("Надежда").
В феврале 2010 года на МКС был доставлен жилой модуль Node 3 "Транквилити" (англ. tranquility — спокойствие), в котором находится система жизнеобеспечения, способная перерабатывать жидкие отходы в воду, пригодную для бытового использования, а также производить кислород для дыхания. Кроме этого в "Транквилити" имеется туалет и система очистки воздуха, удаляющая загрязнения из атмосферы станции и контролирующая её состав..
29 мая 2009 года экипаж МКС был увеличен с трех до шести человек.
3 февраля 2010 года члены Многостороннего совета по управлению Международной космической станцией (MCB) подтвердил, что не существует никаких известных технических ограничений на продолжение эксплуатации МКС после 2015 года.
В 2011 году завершилась 30-летняя программа полетов американских челноков к МКС. Шаттл "Атлантис", последний в истории многоразовый космический корабль типа "спейс шаттл", приземлился в штате Флорида в 21 июля.
Причина прекращения полетов шаттлов — выработка ресурса кораблей и огромные финансовые затраты на их подготовку и обслуживание. Теперь единственным средством доставки астронавтов на околоземную орбиту остались российские пилотируемые корабли "Союз" — как минимум до 2016 года.
25 мая 2012 года к МКС пристыковался первый в истории коммерческий космический корабль Dragon.
За годы существования на МКС побывало свыше 200 космонавтов из 15 стран мира, а сама станция преодолела три с половиной миллиарда километров.
Управление полетом МКС осуществляется из двух Центров: российского в подмосковном г. Королёве и американского в г. Хьюстоне, штат Техас. В каждом Центре постоянно находятся рабочие группы специалистов другой страны. Эти группы подстраховывают свои ЦУПы на случай каких-либо сбоев в их работе.
Основные технические характеристики станции:
Масса – 419 455 кг
Длина — 109 метров
Материал подготовлен на основе информации открытых источников