МОСКВА, 18 фев — РИА Новости. Экспертный совет премии "Инновация", которая с 2005 года вручается за достижения в области современного визуального искусства, выбрал претендентов на награду, сообщается на странице премии в социальной сети Facebook.
В главной категории — "Произведение визуального искусства" — на награду претендуют Аня Желудь и ее реализованная в GridchinHall "Последняя выставка" перед открытием "негалереи" "Обочина" и арт-резиденции в собственном доме в Подмосковье, опера "Марево" группы ПРОВМЫЗА и композиторского дуэта Марка Булошникова и Кирилла Широкова в Приволжском филиале Государственного центра современного искусства, выставка "Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы" Арсения Жиляева в Третьяковской галерее, а также "Пространство борьбы" Владимира Селезнева и "Заброшенные утопии. Коньковый завод" Леонида Тишкова, которые были показаны в рамках 2-й Уральской индустриальной биеннале.
В номинации "Кураторский проект" представлены Андрей Ерофеев с ретроспективой классика российского соц-арта Леонида Сокова "Угол зрения" в ММСИ, Юрий Альберт с выставкой "Московский концептуализм. Начало", Виталий Пацюков с двухчастным проектом "Джон Кейдж. Молчаливое присутствие", Ярослава Бубнова с основным проектом 2-й Уральской индустриальной биеннале "Самое себя глаз никогда не видит" и Анастасия Рябова с "Президиумом ложных калькуляций" в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей.
За премию в номинации "Новая генерация" будут бороться Тимофей Радя (Radya) с "Превыше всего", Иван Плющ с "Процессом прохождения 2", группировка ЗИП с проектом "Этот цех борется за звание образцового", Дмитрий Морозов (::vtol::) с "Тишина лжет" и участники коллективного проекта "Варвары. Ожидание затягивалось".
В шорт-лист "Регионального проекта современного искусства" вошли выставки "Течения: Самарский авангард, 1960-2012" (Самара), хроника работы екатеринбургских арт-резиденций и итоговая выставка, VI Международный художественный симпозиум "Аланика" во Владикавказе, выставка, научная конференция и образовательная платформа "SOFT CONTROL: Искусство, наука и технологическое бессознательное" (Калининград — Марибор, Словения), а также выставки Ильи Долгова "Гербарий" в воронежской галерее Х.Л.А.М.
В категории "Теория, критика, искусствознание" представлены Екатерина Андреева с исследованием "Угол несоответствия. Школы нонкоформизма. Москва-Ленинград. 1946-1991", Борис Гройс с материалами к прошедшему в Москве симпозиуму "Возвращение к концептуализму" (Moscow Symposium: Conceptualism Revisited), книга Елены Петровской "Безымянные сообщества", программа лекций Виктора Мизиано и Терезы Мавики к "Московской летней кураторской школе" и работа Александра Боровского "Северный грифель". Статьи о графическом (1978-2012)".
Одна из наметившихся тенденций премии этого года — появление региональных проектов во всех номинациях, а не только в специализированной "Региональный проект современного искусства". Свои позиции укрепляет Уральская индустриальная биеннале, поскольку в главную номинацию попали сразу два ее проекта (не говоря уже о главной выставке в другой номинации) и благодаря этому четыре из пяти заявленных проектов были показаны за пределами Москвы.
Судя по списку претендентов на премию, одному из учредителей "Инновации" — Государственному центру современного искусства — снова придется отвергать уже традиционные подозрения в некоей клановости, поскольку множество попавших в шорт-лист проектов были реализованы при поддержке или непосредственном участии ГЦСИ, а некоторые номинанты являются еще и членами жюри конкурса.
Что касается призового фонда, то в прошлом году он был увеличен и составил 3 миллиона рублей, поровну от государства и спонсоров.
В общей сложности в адрес организаторов конкурса было прислано 309 заявок. Проекты номинантов можно будет увидеть на выставке, которая пройдет в ГЦСИ с 21 марта по 5 мая, а победители будут названы на торжественной церемонии в Москве 9 апреля.