МОСКВА, 15 фев — РИА Новости, Анна Банасюкевич. "Митина любовь" по повести Ивана Бунина в постановке молодого режиссера Владислава Наставшева станет первой премьерой недавно открывшегося "Гоголь-центра", показ состоится 16 февраля, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.
Владислав Наставшев родом из Латвии, но учился он в Санкт-Петербурге и Лондоне. В Питере получил актерское образование на курсе Льва Додина, в Лондоне учился режиссуре, после чего поставил там ряд спектаклей. К повести Бунина Наставшев обращается не впервые — раньше он ставил "Митину любовь" в Латвии, с рижскими актерами. По словам режиссера, впервые репетирующего с русскими актерами, работа с российской школой дает иной результат.
Театральный гид: современный экзистенциализм и Бунин в гостях у Гоголя >>
"Если меняется язык, то меняется все. Язык это ведь целая плоскость смыслов, настроений, тональности. Русские актеры, в отличие от рижских, воспринимают бунинский материал на эмоциональном уровне. Латышским актерам было непонятно, что это за история, почему семнадцатилетний мальчик стреляется из-за любви, а русским этого объяснять не нужно. Это просто другой менталитет. В латышском спектакле из-за этого возникло отстранение, все решалось через юмор в основном. Трагедия случалась как результат, а здесь все иначе", — рассказал РИА Новости Владислав Наставшев.
По мнению режиссера, в истории о трагической любви семнадцатилетнего Мити к увлеченной будущей актерской карьерой Кате, много исключительно русского, связанного с землей, с почвой.
"Бунин очень русский писатель, в тексте много ссылок на православие, "русскость". Митя ведь — человек весь от земли, такой русский чернозем, и этой "русскости" и "настоящести" противопоставляется Катя, увлеченная символистами, современными веяниями в искусстве, которые Бунину казались глупыми и неглубокими по сравнению с этой исконностью", — считает Наставшев.
В спектакле "Гоголь-центра", в котором играют артисты "Седьмой студии" Филипп Авдеев и Александра Ревенко, сюжет повести изъят из исторического и социального контекста, лишен примет быта и узнаваемых деталей.
"Я вынул историю из контекста и сделал ее вневременной. Это размышление о природе любви и физического желания, где они соприкасаются, где расходятся. Размышление о том, что такая внутренняя чистота, нравственность. На мой взгляд, Митя покончил с собой, потому что он чрезвычайно чистое создание, как все настоящее", — пояснил собеседник агентства.
Столкнувшись с прозаическим, нетеатральным текстом, режиссер придумал особенное сценографическое решение, задающее изначальный драматизм ситуации. Наставшев переносит действие повести из горизонтали в вертикаль, лишая актеров опоры. Спектакль разворачивается на вертикальной стене малой сцены, где торчат железные штыри-жердочки, по которым перемещаются герои. История несчастной, очень молодой любви, таким образом, становится очень зыбкой, неверной, неуверенной.
"Это пространственное решение, которое максимально ограничивает актера, дает новые мизансцены, а, соответственно, новые смыслы. Это лирика через физику: физические проявления артистов выражают их эмоциональные, самые сокровенные движение души, — заключил Наставшев.
"Гоголь-центр" открылся 1 февраля. После громкой истории со сменой руководства и озвученных многообещающих планах художественного руководителя Кирилла Серебренникова и его команды к этому месту приковано особое внимание. "Гоголь-центр" обещает стать территорией современного искусства, здесь будет место не только театру в его классическом понимании, но и эксперименту, а также смежным сферам — кино и музыке.
Премьеры на большой сцене ожидаются весной — здесь друг за другом выйдут три спектакля, который и составят собой сезон киносценариев, о котором Серебренников рассказывал еще в прошлом году. Знаменитые сценарии фильмов фон Триера, Висконти и Фассбиндера адаптируют современные драматурги, а ставят Кирилл Серебренников ("Идиоты"), Алексей Мизгирев ("Братья" по фильму "Рокко и его братья") и Владислав Наставшев ("Страх съедает душу").