МОСКВА, 15 ФЕВ, — РИА Новости, Дмитрий Виноградов. На Кавказе до сих пор процветает обычай похищения невест, знакомый нам по фильму "Кавказская пленница" — в последние годы, с падением роли закона и архаизацией общественных законов он даже скорее усилился. По крайней мере, такие выводы можно было сделать после просмотра фильма "Свадьба по-чеченски" в Центре документального кино DOC. А после показа развернулась бурная дискуссия о том, что важнее: традиций, которые жестоки, или законы, которые не всегда работают.
Свадьба со слезами на глазах
Умыкание невест — чуть ли не основной способ заключения браков в Чечне, по крайней мере такой вывод можно было сделать из фильма журналистки английского телеканала BBC Люси Эш. Рассказанные в фильме истории подтверждают, что подобные факты действительно по крайней мере носят массовый характер.
В кадре, например, появляется женщина по имени Мадина — в 17 лет ее похитили и, чтобы "застолбить" свои права на нее, изнасиловали. Ей, чтобы избежать позора, пришлось выйти замуж за похитителя.
Один из главных героев фильма — местный мулла Алви, которому часто приходится выступать в качестве посредника между семьями похищенной девушки и ее похитителя-жениха. "Когда крадут невесту, зовут не полицию, а муллу", — констатирует закадровый голос.
Мулла должен выяснить, согласна ли девушка выйти замуж и проследить, чтобы все было по шариату. Алви долго рассуждает о том, что обычай вообще-то противоречит Корану, но потом выясняется, что и сам он в свое время похитил супругу. "Меня потащили по гравию, я была вся исцарапана", — вспоминает его супруга. Впрочем, потом она уточняет, что сейчас ни о чем не жалеет и, к счастью, ее муж оказался хорошим человеком.
Вот и сейчас, в фильме, Алви выступает посредником между двумя сторонами. 30-летний "перспективный бизнесмен» Богдан Хаджи и его друзья похитили девушку по имени Зулихан Ибрагимова — Богдан пару раз перед этим встретился с ней и решил, что она ему подходит. И хотя сама Зулихан говорила, что замуж пока не собирается, жениху "удалось" решить вопрос по законам гор.
Родственников жениха такой подход не смущает. Веселая тетушка признается, что это она выбрала невесту племяннику, который вообще-то засиделся в бобылях. "Для вас жестоко, для нас нормально", — говорит она журналистке. А один из братьев, Салман, несколько смущаясь, рассказывал, что это он невесту и украл.
"Что при этом кричала девушка?" — уточняет журналистка. Салман продолжает смущаться: "Она говорила по-чеченски, трудно перевести". И признается: "Но она была очень зла".
Наконец, стороны невесты и жениха собираются на переговоры. Невесту никто не спрашивает — без ее присутствия высокие договаривающиеся стороны решают, что свадьбе быть. И сама свадьба не выглядит праздником для невесты — гости танцуют, старейшины поют, а невеста скромно стоит в углу.
Спустя месяц, впрочем, Зулихан выглядит успокоившейся — Богдан тоже «оказался» неплохим человеком. "Наверное, я счастлива, — говорит смирившаяся жена. — Это была моя судьба, что тут поделаешь".
"За кадром" фильма, который был снят уже несколько лет назад, осталось то, что вскоре президент Чечни Рамзан Кадыров ввел штрафы за воровство невест. Теперь организаторам такого акта грозят штрафы в 2-3 миллиона рублей или даже тюремный срок.
Что ж, по крайней мере можно говорить о том, что, видимо, это явление действительно играет заметную роль — иначе бы с ней не пришлось бороться столь решительными мерами.
"Много случаев, когда это просто игра"
Молодым людям с Кавказа, приглашенным на обсуждение, фильм скорее не понравился. Что характерно, никто из чеченцев не стал оправдывать сам обычай — "линия защиты" строилась на том, что обычай этот для Чечни вообще не традиционный, да и тот скорее отмирает — в том числе благодаря политике Кадырова.
"Сие негативное явление имеет место быть", — признал эксперт при Совете муфтиев России, профессор Чеченского государственного университета Руслан Дошаев. Однако, по мнению эксперта, связано возрождение этого средневекового варварского обычая скорее с тем кризисом, в который погрузилось чеченское общество и его менталитет после двух кровопролитных войн.
Однако не стоит, по мнению эксперта, судить по этим случаям об обычаях и нравах чеченцев в целом. "У меня есть знакомые представители одного большого российского народа, которые на своих пуделей больше тратят, чем на своих родителей, однако я бы не сказал, что это традиция этого народа", — привел пример Дошаев.
"Сегодня девушек не крадут", — поддержал эксперта Азамат Минцаев, сопредседатель Союза чеченской молодежи и заместитель председателя Cоюза студенческих землячеств.
Причиной этого как раз и стали меры, принятые властями Чечни. Как рассказал сам Азамат, один из его родственников собирался умыкнуть невесту. Сама-то девушка была не против, но против были ее родители. Оставалось ее умыкнуть, но "у него не было 2,5 или 3 миллиона рублей штрафа, а садиться на несколько лет он тоже не хотел". Свадьба не состоялась.
Председатель комитета "Гражданское содействие" и член совета общества "Мемориал" Светлана Ганнушкина подтвердила мнение, что эти случаи не носят массового характера. "Много случаев, когда это просто игра. Когда нет никакого насилия", — говорит известная правозащитница. Например, один ее коллега, чеченец по происхождению, решил "похитить" девушку, с которой встречался шесть лет. Девушку с ее полного согласия похитили, заперли в комнате. Присланные сваты поинтересовались у невесты, согласна ли она выйти замуж. К их удивлению, девушка отказалась. Тогда сторона жениха повторила попытку, но невеста вновь отказалась.
Тогда сам жених, наконец, поинтересовался у избранницы, в чем, собственно дело. "Я же порядочная девушка, надо три раза попросить", — отвечала та.
Впрочем, это не означает, что не нужно бить тревогу по поводу прецедентов, которые все-таки случаются. Например, в другом известном Ганнушкиной случае родственники сначала вернули похищенную невесту, а потом убили, потому что "решили, что она опорочена".
"И без всякого похищения девушек выдают замуж за тех, кого выберут родственники. Ему 75 лет, а ей 17, но он занимает высокопоставленный пост", — бьет тревогу правозащитница.
Москвичка чеченского происхождения, девушка Камила, с земляками поспорила — положение женщин в Чечне далеко от идеала, именно поэтому сама девушка не стала называть свою фамилию и фотографировать ее попросила как можно более общим планом.
Как рассказала девушка, когда-то этот обычай скорее расширял права и молодых людей, и самих девушек. Он "давал возможность быть вместе", несмотря на внешние обстоятельства — например, если старейшины тейпов были против женитьбы или если брак выглядел неравным. Тогда молодой человек мог умыкнуть невесту. С тех пор, настаивает девушка, смысл обычая извратился — теперь он не дает девушкам никакого права выбора. Да, внешне это может выглядеть как согласие невесты, но, говорит Камила, "бывает, что девушка соглашается, просто, чтобы не пролилась кровь" (то есть, чтобы родственники не мстили за похищение или чтобы не злить сторону жениха).
Традиция или закон?
Дискуссия крутилась в основном вокруг ситуации в Чечне, давно живущей в особом правовом режиме — то и дело разговор сползал то на тему похищения людей вообще (когда людей похищают с целью выкупа, либо когда пропадают неугодные властям правозащитники или люди, близкие радикальному исламскому подполью), то на слова Рамзана Кадырова о том, что мужчина может иметь несколько жен. При этом за пределами дискуссии остался факт, что похищение невест характерно не только для этой республики, но и соседних регионов — Карачаево-Черкессии, Адыгеи и других.
Султан Тогонидзе, глава Комитета по делам молодежи Российского Конгресса народов Кавказа, карачаевец по национальности, рассказал, что и его собственную мать когда-то украл отец. "Родственники (матери) приехали за ней, вернули, а он поехал и еще раз украл". По словам Султана, его собственная широкая улыбка как нельзя лучше свидетельствует, что брак родителей был в результате счастливым.
"Зачастую похищение — это спасательный круг", — попытался оправдать старинный обычай Тогонидзе. "Например на какой-то улице кто-то умер, из уважения к нему невесту не могут выдать замуж. Тогда невеста и жених договариваются, и невесту типа умыкают", рассказал Султан. При таком сценарии невеста даже назначает время и место своего "похищения". Тут уж ничего поделать нельзя и свадьба происходит.
Что хуже, спрашивает Султан: кавказские обычаи, согласно которым девушку могут принудить к браку, и она соглашается на него "из уважения к родителям", или многоженство — или нравы Центральной России, где девушки соглашаются быть любовницами и содержанками, "руководствуясь материальными ценностями и не имея официального статуса". Многоженство в России запрещено — "значит, у нас несовершенный закон", — под аплодисменты зала предположил Тогонидзе.
Как ни странно, на защиту "древних красивых обычаев" встали женщины, причем старшего поколения. "Может быть, стоит где-то себя ущемить (в правах женщин, — РИА Новости), если в результате женщины не делают аборты, а молодежь уважает старших? И 70-80% браков не заканчиваются разводом", — противопоставила традиции современным нравам сенатор Валентина Петренко, сама родившаяся на юге, в Ростове, где еще сильны казачьи традиции.
"Любое насилие сама лично не приемлю, человека воровать не должны, нужно жить по законам и традиции должны не противоречить закону", — оговорилась сенатор, но, по ее словам, женщин в традиционных обществах действительно воспитывают в покорности. Но она и относится к семье по-другому.
Зрительница из Дагестана, женщина зрелого возраста, рассказала, что саму ее выдали замуж сразу после школы, в 17 лет. Жениха выбирали родители. "Родители прекрасно понимают, за кого отдают, оправдала горские обычаи Патимат Расулова. — И сегодня я рада, что меня выдали, и я родила вовремя детей".
"Говорить о наших традициях не зная нас — это неправильно", — резюмировала гостья "Открытого показа".