Рейтинг@Mail.ru
Биография Александра Даргомыжского - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Биография Александра Даргомыжского

Читать ria.ru в
Дзен
14 февраля исполняется 200 лет со дня рождения композитора Александра Даргомыжского.

Русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 (2 по старому стилю) февраля 1813 года в селе Троицкое Белёвского уезда Тульской губернии. Отец ‑ Сергей Николаевич служил чиновником по министерству финансов, в коммерческом банке.
Мать ‑ Мария Борисовна, урождённая княжна Козловская, сочиняла пьесы для постановки на сцене. Одна из них ‑ "Трубочист, или доброе дело не останется без награды" была опубликована в журнале "Благонамеренный". С семьей композитора были знакомы петербургские литераторы, представители "Вольного общества любителей словесности, науки и художества".

Всего в семье было шестеро детей: Эраст, Александр, Софья, Людмила, Виктор, Эрминия.

До трех лет семья Даргомыжских прожила в имении Твердуново в Смоленской губернии. Временный переезд в Тульскую губернию был связан с вторжением армии Наполеона в 1812 году.

В 1817 году семья переехала в Петербург, где Даргомыжский начал обучаться музыке. Первым его учителем была Луиза Вольгенборн. В 1821‑1828 годах Даргомыжский учился у Адриана Данилевского, который был противником сочинения музыки своим учеником. В этот же период Даргомыжский начал осваивать игру на скрипке совместно с крепостным музыкантом Воронцовым.

В 1827 Даргомыжский был зачислен канцеляристом (без жалованья) в штат министерства Двора.

C 1828 по 1831 год учителем композитора стал Франц Шоберлехнер. Для развития навыков вокала Даргомыжский занимается также с педагогом Бенедиктом Цейбихом.  

В ранний период творчества написан ряд произведений для фортепиано ("Марш", "Контрданс", "Меланхолический вальс", "Казачок") и некоторые романсы и песни ("Светит месяц на кладбище", "Кубок янтарный", "Я вас любил", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Вертоград", "Слеза", "В крови горит огонь желанья").

Композитор принимает активное участие в благотворительных концертах. В это же время он знакомится с литераторами Василием Жуковским, Львом Пушкиным (братом поэта Александра Пушкина), Петром Вяземским, Иваном Козловым.

В 1835 году состоялось знакомство Даргомыжского с Михаилом Глинкой, по тетрадям которого композитор занялся изучением гармонии, контрапункта и инструментовки.

В 1837 году Даргомыжский начинает работу над оперой "Лукреция Борджиа", по одноименной драме французского писателя Виктора Гюго. По совету Глинки эта работа была оставлена и начато сочинение новой оперы "Эсмеральда" также на сюжет Гюго. Впервые опера была поставлена в 1847 году на сцене Большого театра в Москве.

В 1844‑1845 годах Даргомыжский отправляется в путешествие по Европе и посещает Берлин, Франкфурт‑на‑Майне, Брюссель, Париж, Вену, где знакомится с многими известными композиторами и исполнителями (Шарль Берио, Анри Вьётан, Гаэтано Доницетти).

В 1849 году начата работа над оперой "Русалка" по одноименному произведению Александра Пушкина. Премьера оперы состоялась в 1856 году в Петербургском Театре‑цирке.

Даргомыжский в этот период сосредоточил внимание на выработке естественной декламации мелодии. Окончательно формируется метод творчества компрозитора ‑ "интонационный реализм". Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского воспроизведение живых интонаций человеческой речи. В 40‑50‑е годы 19 века Даргомыжским были написаны романсы и песни ("Ты скоро меня позабудешь", "Мне грустно", "И скучно, и грустно",  "Лихорадушка", "Душечка девица", "Ой, тих, тих, тих, ти", "Я затеплю свечу", "Без ума, без разума" и др.)

Даргомыжский сблизился с композитором Милием Балакиревым и критиком Владимиром Стасовым, которые основали творческое объединение "Могучая кучка".

С 1861 по 1867 год Даргомыжским были написаны последовательно три симфонические увертюры‑фантазии: "Баба‑Яга", "Украинский (Малароссийский) казачок" и "Фантазия на финские темы" ("Чухонская фантазия"). В эти годы композитор работал над камерно‑вокальными произведениями "Я помню глубоко", "Как часто слушаю", "Расстались гордо мы", "Что в имени тебе моём", "Мне всё равно". Ориентальная лирика, представленная ранее романсами "Вертоград" и "Восточный романс", пополнилась арией "О, дева роза, я в оковах". Особое место заняли в творчестве композитора песни социально‑бытового содержания "Старый капрал","Червяк", "Титулярный советник".

В 1864‑1865 годах состоялось второе путешествие Даргомыжского за границу, где он посетил Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон. Состоялось исполнение произведений композитора на европейской сцене ("Малороссийский казачок", увертюра к опере "Русалка").

В 1866 Даргомыжский приступил к работе над оперой "Каменный гость" (по одноименной маленькой трагедии Александра Пушкина), но не успел её закончить. По завещанию автора, первую картину дописал Цезарь Кюи, оркестровал оперу и составил интродукцию к ней Николай Римский‑Корсаков.

С 1859 года Даргомыжский был избран в состав Русского музыкального общества (РМО).

С 1867 года Даргомыжский входил в состав дирекции Петербуржского отделения РМО.

17 (5 по старому стилю) января 1869 года Александр Даргомыжский скончался в Петербурге. Жены и детей у композитора не было. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро‑Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).

На территории муниципального образования Арсеньевский район Тульской области установлен единственный в мире памятник Даргомыжскому работы скульптора Вячеслава Клыкова.

Имя композитора носит Тульский колледж искусств.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 

1. Федор Шаляпин исполняет "Арию Мельника" из оперы Даргомыжского "Русалка". Запись 1931.

2. Федор Шаляпин в сцене "Ария Мельника и князя" из оперы Даргомыжского "Русалка". Запись 1931.

3. Тамара Синявская исполняет песню Лауры из оперы Даргомыжского "Каменный гость". Оркестр Государственного академического Большого театра. Дирижер — Марк Эрмлер. 1977 год.

Аудио предоставлено ФГУП "Фирма Мелодия"

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала