КРАСНОДАР, 13 фев — РИА Новости, Татьяна Кузнецова. Экс-мэр города Крымска Владимир Улановский, которого следствие обвинило в халатности во время наводнения, не признает вины, заявляя, что не мог предвидеть удар стихии и разрушительные последствия, а во время ЧС спасал людей.
Это следует из открытого письма Улановского, которое РИА Новости предоставил его адвокат Виталий Кацко.
В среду СК РФ объявил, что обвиняемые по делу о наводнении в Крымске, в том числе Улановский, закончили знакомиться с материалами дела. Следователь приступил к подготовке обвинительного заключения, оно будет направлено прокурору для утверждения не ранее марта.
Кроме Улановского перед судом предстанут бывший глава Крымского района Василий Крутько, экс-глава Нижнебаканского сельского поселения Ирина Рябченко, а также и.о. руководителя МКУ "Управление по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты муниципального образования Крымский район" Виктор Жданов.
По версии следствия, Крутько, Улановский, Рябченко и Жданов, зная о возможном возникновении ЧС на территории Крымского района, не обеспечили необходимый порядок оповещения населения об опасности возникновения чрезвычайной ситуации и его эвакуацию в безопасные районы. Также обвиняемые, как утверждает СК, не приняли мер, связанных с предупреждением и уменьшением возможного ущерба в результате ЧС. Это привело к гибели 153 человек, безвестному исчезновению двух граждан и причинению тяжкого вреда здоровью пяти местных жителей в ходе стихийного бедствия 6-7 июля 2012 года.
Предвидеть не мог
В открытом письме бывший мэр Крымска изложил свою позицию по делу о наводнении. В частности, Улановский опроверг мнение СК РФ, что он "имел возможность предвидеть" наступление стихийного бедствия и "последствий в виде массовой гибели людей".
Шестого июля, как следует из письма бывшего главы города, он весь день был в Крымске, при этом накануне не было никаких оснований для введения режима "повышенной готовности". Улановский сообщил, что 5 июля 2012 года получил телеграмму с прогнозом ЧС, однако ее содержание не позволило ему "сделать объективный вывод об угрозе возникновения ЧС", так как в тексте "не были указаны конкретные районы, предполагаемые уровни подъема воды, дата, время и вероятная продолжительность опасного явления".
Вечером 6 июля ему звонил оперативный дежурный районного управления ГО и ЧС, который "сообщил (дословно): получено штормовое предупреждение, в ближайшие 1-2 часа возможны ливневые осадки". Других слов оперативный дежурный не сказал, отметил Улановский.
"Таким образом, 06.07.2012 г. я не обладал достоверной и детальной информацией о возможном возникновении ЧС на территории Крымского городского поселения, связанной с затоплением значительной территории города, причинением тяжкого вреда здоровью и смерти более двух лиц, в связи с чем у меня не было оснований отнести полученную информацию о погодных условиях… к опасным метеорологическим явлениям", — говорится в письме Улановского.
Спасал людей
Глава Крымского района собрал местные власти на экстренное совещание КЧС в ночь на 7 июля, утверждает Улановский. В своем письме он отмечает, что в числе первых (около 00.40 мск 7 июля) прибыл на это совещание — через десять минут после звонка главы района.
Само совещание КЧС начиналось примерно около 01.20 мск, отметил он. На совещании глава района сообщил, что "вода подошла" к поселку Нижнебаканский и потребовал оповестить население Крымска о возможном подтоплении.
"Лично мне Крутько В.В. дал указание выехать на улицу Адагумскую г. Крымска, в район моста "консервного комбината", куда я отправился со Смирновым А.А. (начальник ЖКХ Крымска) на разных автомобилях. Выполняя указания Крутько В.В., мы… пошли по улице Веселой по домовладениям будить людей. Указанная улица самая нижняя точка и ближе всего находится к реке Адагум. Мы стали стучать в калитки, окна домов и кричать "Вставайте, надвигается вода", — говорится в письме Улановского.
Он вспоминает, как помог выбраться из затапливаемого дома девушке-оператору газеты "Крымский экран" Екатерине, ее малолетнему ребенку и пожилой матери.
"После этого я направился на пересечение улиц Ленина и Сенева г. Крымска, где стал наблюдать за обстановкой и искать пути решения проблемы оповещения и спасения людей в связи с возникшим наводнением. В это время к месту моего нахождения стала подъезжать автомобильная техника высокой проходимости и трактора. Водителям указанных транспортных средств я поставил задачи ехать на затопленные улицы и спасать людей", — рассказал Улановский в своем письме.
Он отметил, что пытался добраться до затапливаемых улиц на "КамАЗе" и на тракторе, но моторы этих машин залило водой. Тогда он сменил транспортные средства на лодку, и вместе с заместителем директора МФЦ Андреевым на веслах поплыл в направлении улиц Ленина и Вишневая, где мощным течением их понесло к руслу реки Адагум.
"На пересечении улиц Адагумская и Вишневая, мы с Андреевым успели зацепиться за висящий со столба трос и только при помощи него смогли перелезть из лодки на площадку строящегося магазина. На указанной площадке я и Андреев находились до рассвета, примерно до 05 часов 00 минут, пока не были спасены с помощью другого плавсредства… После этого я прибыл в штаб и продолжил участие в проведении спасательной операции", — отметил Улановский.
РИА Новости пока не располагает комментариями других фигурантов дела. Супруга экс-главы района Крутько Светлана от комментариев отказалась.
Паводок в начале июля прошлого года затопил тысячи жилых домов в городах Геленджик, Крымск и Новороссийск, в ряде поселков Краснодарского края. Были нарушены системы энерго-, газо- и водоснабжения, автомобильное и железнодорожное движение. Ущерб от наводнения, по оценке властей края, составил не менее 20 миллиардов рублей. Всего во время разгула стихии в регионе погибли около 170 человек. В наибольшей степени от наводнения на Кубани пострадал город Крымск.