Обычно президент Владимир Путин не радует российскую оппозицию. Но на этой неделе президент не порадовал российскую элиту. В Государственную Думу внесен законопроект, прямо бьющий по интересам слуг народа. Им предписывается быть "патриотами поневоле": иметь счета только в российских банках.
Правильно ли это? Не уверен, что найдется хоть один рядовой гражданин РФ, который ответит на этот вопрос "нет". Достижимо ли это в наших современных политических условиях? В полном объеме, возможно, пока нет. Но начинать двигаться в нужном направлении действительно пора.
На Западе "народ" научился так прессовать своих "слуг", что иногда мне их становится откровенно жалко. Вот, например, в Британии пару недель назад произошел такой случай. Ответственного за местные железные дороги заместителя министра транспорта Саймона Бернса уличили в том, что из своего дома, что в 70 километрах от Лондона, Бернс каждый день добирается до работы не на пригородном поезде, а на министерском лимузине. Бернс пытался оправдываться. Мол, в машине мне удобнее работать с правительственными документами, чем в электричке. Но все тщетно. Волна народного гнева заставила министра пересесть на электричку и на метро.
В сфере личных финансов британских политиков – очень похожая ситуация. Из-за накладываемых на слуг народа дополнительных обязательств некоторые из них даже принимают осознанное решение покончить со своими политическими карьерами. Один из таких людей – Роберт Гаскойн-Сесил, седьмой наследственный маркиз Солсбери.
Солсбери – фамилия, без упоминания которой британская политическая история последних веков немыслима. Из семи маркизов Солсбери только один не был членом кабинета министров. Третий маркиз больше десяти лет занимал должности премьер-министра и министра иностранных дел. Пятый маркиз, будучи членом правительства Черчилля, частенько заставлял несгибаемого премьера подчиниться своей воле.
У нынешнего маркиза тоже была успешная политическая карьера. В правительстве премьера Джона Мейджора он был сначала заместителем министра обороны, а потом лидером палаты лордов.
Сейчас у власти в Британии вновь партия, к которой принадлежит Солсбери – консерваторы. Но седьмого маркиза на политической сцене не слышно и не видно. Почему? Как объяснил сам благородный лорд, новые политические правила требуют от слуг народа раскрыть публике информацию о своих финансовых активах. А он этого делать не намерен. Вот и пришлось маркизу сказать гуд бай своей политической карьере.
А теперь давайте попробуем представить себе что-то подобное в нашем любезном отечестве. В районе Рублево-Успенского шоссе тоже наличествует железнодорожная ветка. Теоретически вершители судеб российского государства могли бы на станции Барвиха сесть на электричку и доехать на ней до Белорусского вокзала. А оттуда до Кремля и Государственной Думы – всего три остановки на метро. До Белого дома – и вовсе одна остановка.
Но, по всей видимости, такой способ передвижения не пользуется особой популярностью среди сановных жителей Рублево-Успенского шоссе. Было бы по-другому, вряд ли бы в 2005 году на станции Барвиха закрыли билетные кассы.
Не слишком захочу забегать вперед, но меня терзает смутное подозрение. Предложить нашим политикам отныне связывать свою жизнь только с российскими финансовыми учреждениями – почти то же самое, что и обязать их добираться до работы на пригородных поездах.
И дело здесь даже не в том, есть ли у высшей власти желание проводить в жизни ею же предлагаемые законы или нет. Алексей Навальный, например, убежден, что они будут использоваться исключительно для репрессий в отношении оппозиционных политиков.
Мое понимание ситуации несколько иное. Да, новый закон даст власти новые аргументы в споре с оппонентами. Но тема обеспечения реального национального суверенитета России стала в последнее время для Путина стержневой. А как ветеран разведки, Путин прекрасно понимает: политики, имеющие счета за рубежом, весьма уязвимы для внешнего воздействия. Поэтому, как мне кажется, основания бояться есть и у тех политиков, кого к оппозиционным никак не отнесешь.
Дело, с моей точки зрения, в общем уровне развития общества. Недавно я приобрел замечательную книгу – "Гид путешественника во времени по средневековой Англии" Йэна Мортимера. И вот что я у него вычитал об отношениях между лордами и простолюдинами в Британии XIV столетия: "В современном мире принято впечатлять своих друзей, демонстративно выражая высокомерное неуважение по отношению к лицам, которые стоят выше вас в общественной иерархии. В средневековой Англии нет места такой манере поведения".
Дальше приводится длинный список того, чего простолюдинам ни в коем случае нельзя делать в присутствии лорда: не чесаться, не прислоняться к стене, не садиться без его разрешения, ни в коем случае не поворачиваться к нему спиной и так далее и тому подобное.
Не правда ли, какой контраст! В ХIV веке граф Солсбери (более высокий титул маркиза был пожалован представителям этого рода только в 1789 году) мог приказать жестоко наказать любого простолюдина, если тот чесался в его присутствии. А в ХХI веке простолюдины выталкивают лорда Солсбери из политической жизни, требуя от него раскрыть свои финансовые активы!
В сфере публичной демонстрации неуважения по отношению к вышестоящим лицам мы сейчас не очень далеко ушли от Англии. Ругань в адрес высших чиновников, скажем, в социальных сетях, как правило, не влечет за собой никаких особых неприятных последствий.
Но если говорить об общем уровне развития политической и экономической систем, то мы от современной Англии еще очень и очень далеко. В России только-только завершился период первоначального накопления капитала. В России еще нет устоявшихся институтов.
В таких условиях элита всегда будет стараться не складывать все яйца в одну корзину. Кто ищет, тот всегда найдет. К способам обойти даже самые строгие законы это относится в полной мере.
Но это не повод, чтобы оставить элиту в покое и сказать ей: да ради бога, храните свои деньги в каких угодно банках! Не делать ничего – значит закреплять status quo.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции