БЕРЛИН, 9 фев — РИА Новости, Мария Токмашева. Премьера картины российского режиссера Бориса Хлебникова "Долгая счастливая жизнь", участвующей в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля, пройдет в субботу во дворце Берлинале.
Главные картины Берлинале-2013 >>
Главный герой картины — молодой фермер Саша (Александр Яценко), которому государство предлагает выкупить землю и начать новую жизнь в городе со своей любимой девушкой, чиновницей Аней (Анна Котова). Однако когда сделка о продаже земли почти завершена, местные жители поднимают неожиданный протест и уговаривают Сашу сохранить ферму. Вдохновленный на борьбу Саша отказывается от переезда в город и начинает борьбу за землю.
Фильм "Долгая счастливая жизнь" (первые два фильма — "Свободное плавание" и "Сумасшедшая помощь") является заключительной частью трилогии режиссера о неизбежности выбора. Автор сценариев всех трех картин — Александр Родионов.
Оператором фильма стал Павел Костомаров, уже имеющий берлинского "медведя" за работу над картиной "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского.
Создатели картины уже провели пресс-конференцию, на которой рассказали иностранным журналистам о том, как создавался фильм.
"Я посмотрел американский вестерн "Ровно в полдень" и решил, что неплохо бы сделать русский вариант. Но потом мы со сценаристом увлеклись, начали ездить по фермерским хозяйствам, стали вникать во все эти проблемы и довольно далеко ушли от американского вестерна", — подчеркнул Хлебников.
Иностранные журналисты отметили проблематику фильма, который, по их мнению, посвящен трудностям сельского хозяйства в России, нашли в картине влияние Толстого и удивились, почему фильм называется "Долгая счастливая жизнь", если в итоге там нет хэппи-энда.
"Там много контекстов с этим названием. Оно может читаться как ироническое. В результате эта жизнь оказалась не долгая и не счастливая. Но для меня это печальное больше название: она должна была быть долгая и счастливая. Но наш главный герой сделал большой шаг и в этом есть, может быть, счастье его жизни", — пояснил Хлебников.
Он также отметил, что в его задачи не входило сделать политический "фильм-плакат".
"Мы снимали частную историю. Мне не хотелось делать фильм-плакат. Ни в коем случае не политический фильм. Социальный — да. Но хотелось конкретную историю конкретного человека с его личными врагами. Это и в коем случае не общий портрет. Это его личная история и его личная эмоциональность, скажем так", — рассказал режиссер.
Что же касается "толстовских мотивов", то Хлебников признался, что создавая фильм, вовсе не думал о Толстом.
"Я совершенно не думал про Толстого, я все время помнил про фильм "Семь самураев" Куросавы и про последнюю сцену, когда на горе стоят уже кресты с погибшими самураями. И остатки этих самураев, которые уезжают из деревни говорят фразу: "Крестьяне всегда побеждают". Для меня этот финал фильма показался схожим с нашей историей", — отметил Хлебников.
Иностранная пресса также отметила операторскую работу Павла Костомарова, запечатлевшую "красивую русскую природу".
"Природа у нас прекрасная, мы ее губим. Снимать в природу в России не так сложно, гораздо сложнее делать хорошее кино. Я рад, что в конце два чиновника убиты, мне кажется это хорошо для русского кино и для России", — в ответ прокомментировал Костомаров.
63-й Международный кинофестиваль проходит в Берлине с 7 по 17 февраля. В основном конкурсе, помимо картины Хлебникова, принимает участие еще 18 фильмов, в числе которых "Побочный эффект" (Side Effects) Стивена Содерберга, "Закрытый занавес" (Closed Curtain) Джафара Панахи, "Рай: Надежда" (Paradies: Hoffnung) Ульриха Зайдля и "Земля обетованная" (Promised Land) Гаса Ван Сента.