МОСКВА, 6 фев — РИА Новости. Большинство опрошенных РИА Новости правозащитников поддерживает инициативы Госдумы, связанные с транспортной безопасностью, но при этом отмечают, что необходимо четко проработать детали, чтобы досмотр пассажиров не был этнически предвзят, а Россия не оказалась единственной страной, где будет действовать запрет на употребление алкоголя на борту самолета.
Заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов озвучил ряд инициатив, которые готовит ГД. В частности это касается дополнений в закон "О транспортной безопасности", позволяющих сотруднику транспортной безопасности досматривать пассажиров. Кроме того, Старовойтов считает, что задачи по принятию мер противодействия терроризму не должны возлагаться на субъекты транспортной инфраструктуры, так как эти функции следует нести государству. При этом он выступает за запрет употребления спиртных напитков в самолете и полагает, что этот шаг может поставить точку в дискуссии о запрете проноса алкоголя на борт.
Детали досмотра
Анатолий Кучерена, возглавляющий комиссию Общественной палаты РФ по вопросам безопасности граждан и взаимодействию с органами судебно-правовой системы, считает, что досматривать пассажиров должны сотрудники правоохранительных органов, но если для этого есть основания.
"Правоохранительные органы могут действовать в рамках закона и в том случае, когда у них есть информация о том, что у кого-то могут быть предметы, которые опасны. Наделять кого-то такими полномочиями недопустимо", — считает эксперт.
По его словам, проверка граждан без оснований будет нарушением, так как это вторжение в личную жизнь.
Руководитель комиссии СПЧ по социальным правам, главный эксперт некоммерческой организации "Юристы за конституционные права и свободы" Анита Соболева в целом не против досмотра граждан, но убеждена, что необходимо детально изучить вопрос, чтобы он не носил выборочного характера или произвольного, не был этнически предвзят, а главное не превратился в очередную "кормушку".
Сотрудников транспортной безопасности хотят наделить правом на досмотр>>
"Это уже походили и страны Евросоюза, и Америка, которая начала с этим бороться. Выборочный осмотр обычно носит этнически предвзятый характер — начинают досматривать не тех, кто может совершить правонарушение, а тех, кто, по их мнению, склонен совершать правонарушения из-за каких-то стереотипов. Это молодежь, которая возвращается с ночного клуба, молоденьких девушек, чтобы с ними поговорить, выходцев с Кавказа и средней Азии", — сказала РИА Новости Соболева.
Заместитель секретаря ОП Владислав Гриб считает допустимой в отдельных случаях инициативу досмотра пассажиров, к примеру, если она производится на борту самолета. В то же время он считает, что это должно быть четко прописано в законодательстве. При этом главная цель проверок, по его мнению, должна заключаться в обеспечении безопасности полета.
"С этой инициативой сложно не согласиться, это логично вытекает из права на досмотр пассажиров перед посадкой в самолет… Но эта мера должна быть как исключительная, не должна повсеместно применяться", — сказал Гриб.
Безопасность
Также эксперт полагает, что государство должно обеспечить условия для безопасности граждан и для этого ему необходимо обязать собственников или владельцев помещений, зданий, транспортных объектов, где есть большие скопления людей, создать условия для противодействия терроризму.
"Государство имеет право налагать определенные технические параметры для оснащения объектов. Есть же правила по пожарной безопасности, и никто не возмущается, а исполняет их. Я считаю, что если разумные нормы, которые сложным бременем не ложатся на собственника, то собственник должен обеспечивать меры по противодействию терроризму… Я не считаю, что тут только задача государства обеспечивать эти меры", — сказал Гриб.
В свою очередь Соболева считает, что вопросы по противодействию терроризму не должны возлагаться на субъекты транспортной инфраструктуры. "Для этого есть сотрудники соответствующих правоохранительных органов", — отметила она.
Противодействие терроризму — задача государства, считают в Госдуме>>
При этом Соболева не исключает, что какие-то функции на железнодорожном или авиатранспорте, где есть большое скопление людей, могут быть возложены, не только на государство.
Кучерена полагает, что государство не в состоянии обеспечить общественную безопасность, не взаимодействуя с транспортными объектами — и частными, и государственными.
Без алкоголя на борту?
Все опрошенные РИА Новости эксперты сошлись во мнении о том, что проблема дебоширов на борту самолетов не всегда связана с алкоголем и проблему нужно решать комплексно. В частности, Кучерена полагает, что если думать об улучшении качества полетов, необходимо предусмотреть меры безопасности от буйных пассажиров в самолете.
"Возможно, охрана или другие профилактические меры, которые будут направлены на искоренение подобных инцидентов, тогда этот вопрос будет снят. Человек может дебоширить не обязательно в состоянии алкогольного опьянения — это психика человека, она непредсказуема", — уверен эксперт.
С начала этого года произошло два громких инцидента, когда пьяные пассажиры устроили дебош на борту самолета, один из которых завершился вынужденной посадкой лайнера "Аэрофлота" в Ташкенте, другой — ранением бортпроводника "Когалымавиа".
Инициатива по запрету алкоголя на борту самолетов>>
Соболева утверждает, что летает достаточно часто и за все время ей ни разу не встретился пассажир, который бы сорвал полет. Поэтому она полагает, что проблема не носит массовый характер и из-за нескольких инцидентов не должны страдать добропорядочные граждане, которым нравиться начать полет с бокалом шампанского.
"Мы можем попасть в не очень хорошие конкурентные отношения с авиакомпаниями, если на других авиакомпаниях разрешается в меру употреблять, это отразится на наших авиаперевозчиках. Употреблять в меру все могут. Кто-то стресс этим снимает, потому что боится летать. Надо найти управу на тех, кто себя не должным образом ведет, кто им мешает напиться до того, как они на борт зайдут, он поспит, а потом начнет буянить", — считает Соболева.
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте>>
Она полагает, что можно ввести санкцию для тех, кто употребляют алкоголь, принесенный с собой или составить протокол об административном правонарушении.
"Можно дать такие полномочия сотрудникам авиакомпаний. Можно повысить административную ответственность за распитие", — отметила Соболева.
В свою очередь Гриб уверен, что запретами все проблемы не решить, и необходимы иные способы, например, не пускать на борт пассажиров в состоянии алкогольного опьянения.
"Если употребление алкоголя на борту запретить, с одной стороны для авиакомпаний, это бизнес, а с другой стороны — это безопасность. Тут надо подумать — ограничить или запретить. Например, продали 50 грамм алкоголя и все, больше не продаем… Надо если вводить запреты, то умными методами, иначе мы будем единственной страной, где будет запрет на покупку и употребление алкоголя на борту", — отметил Гриб.