Анна Банасюкевич
Здание по адресу Казакова, 8а начинает свою новую жизнь - в отремонтированном и перестроенном внутри бывшем театре имени Гоголя открылся "Гоголь-центр" под руководством Кирилла Серебренникова.
Четыре ноля, горящие на экране, отмеряют почти два часа старта - потом, под самый финал, под аплодисменты часы пойдут, отсчитывая первые минуты жизни "Гоголь-центра".
Здесь изменилось все - чувствуется, что ремонт еще идет, но уже есть просторное фойе, видны настоящие, кирпичные стены, кое-где - силуэты великих - Гротовского, Станиславского, Ефремова, с цитатами. Это те, на которых команда "Гоголь-центра" собирается ориентироваться, в первую очередь, даже не в эстетическом смысле, а в плане отношения к театру, к делу.
Посмотрите фотоленту "Гоголь-центр" в Москве: жизнь с нуля >>
Оказалось, что театр Гоголя очень большой - можно даже заблудиться в его в коридорах: зрителя здесь впервые пустили туда, где обычно висит табличка "служебные помещения". Теперь это пространство тоже становится "рабочим": для начала Кирилл Серебренников пустил сюда своих стажеров при Школе-студии МХАТ. Три группы молодых художников, режиссеров и драматургов в соавторстве придумали три перформанса, которые происходили в нескольких специфических местах, например, в трюме под сценой. В качестве оригинальной альтернативы буфету или рассматриванию портретов в фойе в ожидания спектакля зрителям предложили специфическую экскурсию: подсев на составленные по две скамейки, можно было попасть в вагон поезда и, будто случайный сосед, подслушать актеров, читающих письма советских времен. А в круглом подвальном трюме можно было послушать, как многолетние работники театра - актрисы, столяр - рассказывают о себе, о том, как пришли сюда, что играли, что видели. Каждый монолог заканчивался фотохроникой героя. В третьем пространстве рефлексировали на тему Гоголя и его странных связях с этим театром.
Зрители экскурсии "Поезд-призрак" в фойе "Гоголь-центра".
Театр имени Гоголя недалеко от вокзала, да и само здание - бывшее железнодорожное депо. Только в этом смысле "Гоголь-центр", отсчитывающий свою жизнь с цифры "ноль", возвращается к истории. Зал театра похож на вокзальный ангар, правая и левая части партера отделены друг от друга рельсовой полосой, заросшей по обочинам травой. Колея упирается в деревянный шлагбаум - где-то в преддверье амфитеатра получился тупик. В самом финале спектакля голосистый могучий железнодорожник в оранжевой робе покрушит хилые деревяшки, чтобы та огромная неспешная дрезина, которая в том или ином виде появляется в каждом отрывке "00:00", словно кочевая повозка бродячих актеров, могла продолжать свой путь.
Сцена из спектакля "00:00" в театре "Гоголь-центр"
"00:00" - не репертуарный спектакль, это именно открытие - в этом качестве ему простителен некоторый пафос и прекраснодушие, свойственное драматическим отрывкам. Тем отрывкам, где были слова.
Разделив спектакль на четыре части, в "Гоголь-центре" дали высказаться всем, кто и дальше будет формировать здесь репертуар: так называемым резидентам - "Седьмой студии", состоящей из учеников Серебренникова, "Саундраме" Владимира Панкова и компании современного танца "Диалог данс" из Костромы. А также, и, в первую очередь, - актерам труппы, тем, кто продолжил работать в новом театре. Для Светланы Брагарник, Александра Мезенцева, Олега Гущина, Анны Гуляренко, Ольги Науменко и других пьесу написала Любовь Стрижак. Пьеса - полудокументальная, на основе интервью с самими актерами. Структура текста получилась, может быть, чересчур сложной и трудноуловимой для уха, особенно в сочетании с ретро-стилем актерской игры, но зато здесь не пошли по пути предсказуемому - когда актерам предлагают порефлексировать про театр, про свое творчество и т.д. Здесь, скорее про жизнь, про прошлое и настоящее - все очень непрямо, неочевидно, как неочевидны и выстроенные отношения мужчин и женщин. Диалоги, будто вырванные, случайно подслушанные у жизни - например, о каких-то книгах, которые прятали друг для друга в корнях больших деревьев, сменяются монологами, обращенными в зал, к себе самому, к какому-то личному адресату. Много про любовь, и про, как страшно не держаться за прошлое, и про то, как хочется не просто класть кирпичи, а, согласно присказке, "строить Кельнский собор". Выстраивая между собой расстояния и оппозиции, сходя со сцены, упираясь в деревянный шлагбаум, в итоге все они - актерская труппа - окажутся на дрезине, помогая друг другу забраться на эту махину. В самом конце спектакля старейшая актриса театра Майя Ивашкевич объявит об открытии "Гоголь-центра" - этот символизм напрашивающийся, но работающий - в первую очередь, такое открытие обозначает какую-то общую моральную победу, торжество диалога. Побеждает, как ни странно, искусство, а не политика.
Сцена из спектакля "00:00" в театре "Гоголь-центр"
За два часа на сцене театра проносятся сутки - актеры труппы играют "Ночь", вслед за ними наступает "Утро" - с энергичной музыкой и экспрессивной пластикой нескольких артистов из "Диалог данс". Безмолвный этюд, в котором тоже есть про преодоление, про подчинение, насилие и все-таки про возможность соединения, сменяется маленькой абсурдистской пьесой Валерия Печейкина, написанной для актеров "Седьмой студии". "Входит смерть" - основная ремарка небольшого текста, где нет прямой речи. Только ремарки. О том, как разговаривают парень и девушка, но входит смерть. Или не разговаривают, но она все равно входит. Или не входит, но войдет потом или точно известно, что она за дверью. Хоть пьесе и предпослан эпиграф из Метерлинка, но это, скорее, абсурд, почти фарс, чем символизм. В спектакле эта фарсовая сторона усилена - постепенно по рельсам, по сцене начинает метаться целая толпа ошалевших от страха и возбуждения людей, а смерть здесь - это пацаны в тренировочных костюмах, в масках, или, например, в милицейской фуражке. И сверкают огромные, карикатурные косы. "Существо превращается в вещество", а вера в спасение оборачивается потерей. Но текст написан так, что вместо многозначительного пафоса на общем месте здесь трезвый скепсис и здоровый сарказм. Впрочем, к финалу своего отрывка актеры резко меняют тон, выходя на общую пафосную коду - с колыхающимся полотном воздушного шара, с белыми голубями, летящими под железные своды потолка. Впрочем, голубей иронично отыграют в финальном спектакле "00:00" - за "вечер", венчающий открытие центра, отвечала "Саундрама". Ироничная зарисовка о собирающемся на репетицию оркестре превращается , как бывает часто у саундрамовцев, в коллективное шаманство. Сначала ленивые, скучные и недоверчивые друг к другу, они ждут начала, а потом вдруг вынимают из чехлов огромные молотки. Стучат аккуратно по рельсам, будто обходчики, проверяющие качество, а потом - целая пьеса, яростная и жизнеутверждающая - кувалдой по шпалам. Именно эта, почти ритуальная, композиция завершает "00:00", закрученный весь вокруг темы пути и начала. И хорошо, что перед тем, как ноль превратился в единичку не было слов - кажется, как будто именно эти странные звуки с вложенной в них упорной энергией расколдовали застывший на два часа циферблат.